Вице-спикер Зарубин запоздал к благоустройству

Городские власти едва успели подать в Москву заявку на софинансирование по проекту «Формирование комфортной городской среды». В последний момент программа чуть не обнулилась из-за вмешательства вице-спикера горсовета Юрия Зарубина.

В многострадальной истории про изменение муниципальной программы появилась новая фамилия. Это даже не кажется удивительным, потому что за последние три месяца ряд городских депутатов значительно укрепили свои позиции и улучшили узнаваемость за счёт активной работы над спорным вопросом. Сейчас даже странным кажется, что ещё в декабре программа благоустройства городских территорий почти никого не волновала. К весне она стала главной в новосибирской политической повестке.

Задача провести всеобщие прямые выборы территорий для благоустройства 18 марта заставила мобилизоваться мэрию и депутатов. Нет нужды сейчас снова пересказывать всю историю. Были скандалы, споры, взаимные упрёки, ошибки. Но, несмотря на всё это, ко дню выборов городская власть совместными силами сформировала перечень из 10 территорий, наиболее востребованных новосибирцами в качестве общественных пространств. А по итогам голосования 18 марта волей избирателей эти проекты удалось отранжировать по очерёдности исполнения в 2019-2022 годах.

Хотя с термином «проекты» в этом контексте надо быть осторожней. Проработанных проектов по большинству выбранных территорий нет, и где сейчас брать деньги на их производство непонятно. Этот казус обсуждался на заседании общественной комиссии по реализации программы в понедельник, 26 марта. На сегодняшний день в программе есть только один защищённый проект, под который заложены деньги. Это завершение благоустройства Михайловской набережной, которое стоит в плане на нынешний год. В целом 10 территорий, отобранных народным голосованием, требуют 3,1 млрд рублей. Готова ли Москва к таким затратам на Новосибирск? Львиная доля в софинансировании должна приходиться на федеральный бюджет. Город сам по себе даже при поддержке области такой объём до 2022 года никак не вытянет.

Ситуацию дополнительно осложняет то, что не все выбранные новосибирцами территории на 100% соответствуют критериям федеральной программы. Но тут уж, что выбрали – то выбрали, а дальше чиновникам и экспертам в Москве решать. Можно было бы назвать административным чудом, что всем заинтересованным сторонам всё же удалось через серию конфликтов сохранить конструктивный настрой и довести программу до состояния готовности к представлению на федеральном уровне. По условиям Москвы, крайний срок – к 31 марта. 26 марта общественная комиссия утвердила изменения муниципальной программы «Формирование современной городской среды». Материалы были переданы в профильную депутатскую комиссию для утверждения 28 марта. Предполагалось, что комиссия соберётся после сессии горсовета. Но вице-спикер Зарубин неожиданно потребовал рассмотреть вопрос прямо на сессии.

Сутью оказалась бюрократическая нестыковка. Зарубин обвинил департамент культуры, спорта и молодёжной политики Анны Терешковой в несвоевременной подаче документов по программе. По мнению вице-спикера, необходимо было предоставить депутатам не менее двух недель на рассмотрение. А поскольку вопрос регламента был грубо нарушен, утверждение изменений в программу необходимо отложить. Пусть даже ценой срыва сроков подачи заявки в Москву.

По ходу развития истории с выбором городских пространств для благоустройства Терешкову не критиковал только самый ленивый. Но Зарубин всё же удивил коллег моментом и поводом. Выборы территорий невозможно было провести в какой-то другой день, кроме 18 марта, поскольку, по решению Москвы, они должны были пройти вместе с президентскими выборами. Утверждённую городскую программу нужно было отправить в столицу до 31 марта. Между этими датами был коридор возможностей для последовательного решения административных вопросов. И во всех участвовали депутаты.

Финальный вариант программы соткан из проектов, выстраданных «кировской группой» во главе с Дмитрием Асанцевым, депутатами Вячеславом Илюхиным, Натальей Пинус, Дмитрием Саловым. Активно участвовали в работе Игорь Кудин, Александр Бурмистров, Дмитрий Прибаловец. Участие Зарубина в теме до сих пор, мягко сказать, не бросалось в глаза. Одна из версий его запоздалого зажигания на финальном этапе – заявка на свою часть политического капитала, наработанного коллегами. Хотя на самом деле это был бы реальный шанс обнулить коллективные усилия: не получив документы вовремя, федеральные кураторы проекта могли бы отказать Новосибирску по формальной причине.

Можно было предположить, что движущий мотив Зарубина это наезд «Единой России» на проект мэра-коммуниста. Но депутаты-единороссы работали над программой не менее активно, чем их коллеги из других партий. И точно также заинтересованы в её воплощении.

Другое дело, что из-за конкуренции между районами и проектами в рамках работы над проектами изменился баланс сил во фракции ЕР, контролирующей горсовет. Единство единороссов не наблюдается. И, может быть, смысл демарша Зарубина в том, чтобы использовать ситуацию, выдвинуться вперёд и попытаться захватить лидерство, обратив на себя внимание вышестоящих партийных структур. Потому что на уровне горсовета Зарубин, таким образом, дополнительного авторитета не заработал. Депутатская комиссия утвердила изменения, и заявка Новосибирска на федеральное финансирование ушла в Москву в срок.

Другие новости