Для губернатора главные выборы – президентские

Кампания по выборам Президента стала мобилизационным экзаменом для врио новосибирского губернатора. К 18 марта Андрей Травников постарался максимально отыграть выгодные информационные поводы и снять политическое напряжение в регионе.

Сейчас интересно оглянуться на полгода назад, когда по Новосибирску ходили слухи о скорой отставке Владимира Городецкого. Большинство местных экспертов считали, что Кремль не будет досрочно менять губернатора, чтобы избежать риска новых внутриэлитных проблем перед выборами Президента. Такой посыл неофициально транслировали и в правительстве, и в аппарате сибирского полпреда. Но в администрации Президента решили ускорить губернаторскую ротацию.

Получив назначение в Новосибирск, Травников оказался в сложных условиях. Вновь прибывшему руководителю, не знакомому с местными раскладами, нужно было за несколько месяцев объединить ресурсы весьма самобытной управленческой и деловой элиты для обеспечения убедительной явки и результата на президентских выборах. При том, что административный ресурс областной столицы контролирует мэр от КПРФ, обязанный поддерживать партийного кандидата.

Предвыборная интрига в Новосибирской области отличается от большинства регионов, где, в основном, гадают, какой будет явка. У нас не менее важен вопрос, как разделятся голоса между Путиным и Грудининым, в пользу которого пахал местный актив КПРФ, включая Анатолия Локтя. Надо отдать должное Травникову – он уважил известные «демократические» традиции Новосибирска и не стал использовать силовые рычаги. В отличие от других сибирских регионов, где власть препятствовала встречам кандидатов с избирателями и блокировала рекламу соперников основного кандидата, в сибирской столице можно было конкурировать во все тяжкие, кто как мог. Другое дело, что у большинства кандидатов просто не нашлось желания или ресурсов для качественной борьбы за голоса новосибирцев. Заметную работу вели только штабы Путина и Грудинина. И в целом, если не считать ареста одного из тиражей газеты, признанной незаконной агитацией, кампания на территории прошла без скандалов.

Принятие Травниковым традиций новосибирской «демократии» по-доброму сослужит ему на выборах губернатора. Но до них ещё нужно дожить. На дистанции до президентских выборов высшему должностному лицу региона, назначенному Москвой, было важно впечатлить местную элиту федеральным ресурсом. В этой части Андрей Александрович отработал по-максимуму. Новосибирск за последние месяцы пережил небывалую миграцию министров, замминистров, руководителей федеральных ведомств и топ-менеджеров компаний национального масштаба. Почти каждый визит оставлял в резюме позитивную перспективу решения какого-либо значимого для региона вопроса.

Яркой звездой на этой богато украшенной подарками ёлке стал февральский приезд Владимира Путина. По итогам мероприятий в Новосибирске и разговора с Травниковым Президент пообещал помочь в развитии ряда масштабных проектов, на которые у региона не хватает собственных средств. Это преображение сибирского научного центра, названное «Академгородок 2.0», продолжение строительства метро, завершение недоделанного областного перинатального центра, строительство новой ледовой арены и включение реконструкции аэродрома Толмачёво в федеральную программу. Каждый по отдельности и все вместе эти проекты достаточно интересны для обывателей, которым большие стройки нужны как символ движения вперёд, и для истеблишмента, заинтересованного в прямых или смежных возможностях получить контракты.

Чтобы не сложилось впечатления, будто итоги визита Президента это лишь слова, правительство региона включилось в интенсивное взаимодействие с федеральными структурами для превращения обещаний в конкретные планы. Причём желательно подкреплённые финансированием на ближайшие годы. Учитывая общую ситуацию в стране, чуда в виде сиюминутного денежного дождя на этом пути ожидать не стоит. Средства на текущий год расписаны. Но попасть в программы 2019 года это досягаемая перспектива, при наличии воли у местных руководителей.

Не менее важным для врио губернатора в последние месяцы было обуздание протестной активности внутри региона. Несколько крупных инициатив, запущенных во всех смыслах слова при прошлом губернаторе, вдохновили часть политиков и общественников на деятельное сопротивление, получившее стабильную поддержку СМИ. А ответные действия или бездействие профильных чиновников привели к такому накалу страстей, что компромиссы стали казаться недостижимыми. Травникову удалось вернуть обсуждение спорных проектов с площадей в кабинеты. Один за другим, поводы для баталий превращались в темы для переговоров. Центральный мост, мусорная концессия, выбор площадки для ЛДС к марту избавились от скандального флёра. Это не значит, что все проблемы по ним решены. Но на карте подготовки региона к президентским выборам эти точки перестали гореть красным.

И раз уж про красное – в предвыборный период Травников старался приблизить Локтя, повязав мэра Новосибирска общими планами, проектами, инициативами. И, как следствие, общей ответственностью. На фоне публичных намерений врио губернатора поддерживать транспортное, инфраструктурные, социальное развитие областного центра, попытки Анатолия Евгеньевича выгибать свою линию порой выглядели не вполне адекватно. И вряд ли это осталось незамеченным в истеблишменте.

Работу с политиками и бизнесменами, способными влиять на явку, врио губернатора построил по надпартийному принципу. Базой, конечно, стала «Единая Россия», но ради результата Травников направил политический блок правительства на прагматичную работу с представителями других партий и беспартийными стейкхолдерами, пользующимися авторитетом на территориях. Результат этой работы будет понятен 19 марта. Но то, что риски сорвать досрочной сменой губернатора подготовку к президентским выборам в регионе не оправдались, понятно уже сейчас.

Другие новости