У следствия новый диагноз для бывшего руководства НИИТО

Вокруг НИИТО вскоре зазвучит новый уголовный скандал. Михаил Садовой и его коллеги подозреваются в хищении 500 млн рублей при закупке медпрепаратов. После вмешательства силовиков показатели клиники резко ухудшились.

30 октября вопрос о перспективах НИИ травматологии и ортопедии обсуждали на сессии Законодательного собрания. Коллектив клиники обратился к депутатам за поддержкой перед лицом угрозы смены статуса. В этом году НИИТО показывает провальный результат по количеству операций. Объём госзадания выполнен лишь на 20% от плана на год. На этом фоне появилась неофициальная информация, будто Министерство здравоохранения РФ намерено лишить клинику самостийности, присоединив к другому федеральному учреждению. Правда, нынешнее руководство НИИТО несколько сгущает краски, преподнося смену статуса как «ликвидацию».

До недавнего времени институт считался одним из самых финансово успешных медицинских учреждений. Настолько успешных, что при клинике вырос частный медтехнопарк. Причины текущего кризиса в НИИТО не сформулированы чётко, но предельно понятны. В конце прошлого года деятельность руководства клиники оказалась в прицеле силовиков. В начале года было возбуждено уголовное дело против Михаила Садового, руководившего клиникой с 2006 года. Один из его партнёров Сергей Поскочин уехал лечиться за границу: теперь он объявлен в розыск.

После возбуждения дела Садовой был уволен. Минздрав провёл ревизию в клинике и назначил временную администрацию. Которая, по-видимому, оказалась неспособной сохранить планку, заданную предшественниками. В первую очередь, Садового обвинили в растрате 10 млн рублей из премиального фонда. В сентябре это дело было передано в суд. А теперь его догоняет основное дело, по которому Садового, Поскочина и ряд руководителей компаний обвиняют в мошенничестве при закупках медпрепаратов. Сумма вменённого на текущий момент ущерба составила 500 млн рублей. По словам адвоката одного из обвиняемых Ирины Гребневой, следствие назначило проведение экспертизы по делу, из вопросов которой следует, что в ущерб полностью попала торговая наценка на препараты. То есть, если фирма купила лекарство за 100 рублей и перепродала НИИТО за 110, то ущерб государственной клинике составил 10 рублей.

Очевидно, следствие считает, что речь идёт о поставках со стороны фиктивных юрлиц. Защита намерена опровергнуть выводы правоохранителей. Когда подробности дела станут известны общественности, скандальный ореол вокруг НИИТО станет ярче. Пока этого не произошло, заксобрание обратилось к министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой с просьбой сохранить статус института как федерального государственного бюджетного учреждения, его коллектив, медицинскую и профессиональную базы.

1 ноября «Коммерсант» опубликовал комментарий минздрава, из которого следует, что ведомство не рассматривает вопрос о смене правового статуса НИИТО. «Минздрав рассчитывает на дальнейшее сохранение институтом лидерских позиций по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи населению Новосибирской области и других регионов России. Учреждение является крупным научным, образовательным и производственным комплексом, имеющим статус референтной клиники AOSpine»,— написано в комментарии. Нельзя сказать, что областные депутаты зря суетились. В таких случаях лучше проявить инициативу, чем впоследствии тщетно пытаться отменить принятое на федеральном уровне решение. Однако проблема репутационных рисков НИИТО сохраняется. Подходы к расследованию могут поставить под сомнение немало добросовестных контрактов.

Другие новости