Программа наказов заждалась «позитивного» бюджета

Депутаты заксобрания хотят увидеть в бюджете-2019 больше денег на исполнение наказов и стратегическое развитие сельских территорий региона. Оптимистичные настроения публичных слушаний не исключают жёстких споров при детальном обсуждении в комитетах.

Слушания в Законодательном собрании в присутствии широкого представительства общественности прошли 7 ноября. Это важный этап в церемониале обсуждения и принятия бюджета. После того, как правительство заканчивает работу над законопроектом и направляет его депутатам, все заинтересованные стороны встречаются публично и обмениваются настроениями. Чиновники знакомят с базовыми параметрами. Законодатели предупреждают о своих приоритетах. Лидеры мнений от общественности высказывают свои пожелания. «Публичные слушания – это законом определённое действие, некий общественный старт, который позволит более конструктивно пройти двухмесячный период отработки бюджета в стенах Законодательного собрания с тем, чтобы на сессии, в конце декабря, принять бюджет уже в окончательном, третьем чтении», – считает председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Александр Морозов.

Оставаясь в базовых параметрах доходов и расходов, внутренне проект бюджета за два месяца согласовательного процесса может меняться существенно. Как именно будут договариваться стороны – вопрос качества политического диалога. Первый вице-спикер заксобрания Андрей Панфёров напомнил на слушаниях про конструктивные отношения, сложившиеся между ветвями власти. Практически в унисон финансистам областного правительства, Панфёров подчеркнул социально ориентированный характер проекта бюджета. И вместе с этим сразу сделал акцент на пожеланиях депутатского корпуса. «Мы надеемся, что бюджет, который мы будем утверждать, будет отвечать чаяниям всех нас, наказам, которые мы получили от жителей области – это для нас принципиальный вопрос», – заявил первый зампредседателя заксобрания.

Тема наказов, похоже, становится ключевой в работе заксобрания с правительством по финансовой теме. «Надо, наверное, напомнить, что в нашем общем депутатском списке больше пяти тысяч наказов. На их исполнение нужно порядка 150 миллиардов рублей. Цифра сопоставимая с годовым бюджетом области. И потребности образования, здравоохранения, культуры, в этом списке лидируют и в целом, и у каждого депутата в отдельности», – заявил в недавнем интервью «Ведомостям» председатель заксобрания Андрей Шимкив. Каждый год депутатский корпус и правительство мучительно ищут компромиссы, каким наказам дать путёвку к реализации в ближайшем будущем, а какие вновь отложить на потом. Бюджет-2019 выглядит «позитивней», чем в предыдущие годы, даже, по мнению консервативного министра финансов Виталия Голубенко. Возможно, именно поэтому в заксобрании ждут более масштабного включения наказов в расходную часть.

Голубенко был главным докладчиком на слушаниях. Он напомнил уже известные основные параметры бюджета. Отметим, что вице-премьер и министр финансов рассказывал о бюджетах на три года вперёд. Но мы далее будем подробно говорить лишь про бюджет-2019, потому что именно его предстоит детализировать депутатам. Бюджеты 2020-2021 пока всё же слишком умозрительны.

Объём налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в 2019 году ожидается в сумме 128,8 млрд рублей. Это на 9% больше, чем в нынешнем. Источник прироста –увеличение налоговых поступлений. Трансферты из федерального бюджета в проекте обозначены в объеме 18,785 млрд рублей. Расходы бюджета Новосибирской области на 2019 год запланированы в размере 151,364 млрд рублей. Дефицит бюджета составит 3,781 млрд рублей. При этом сбалансированность бюджета остаётся в числе главных приоритетов финансистов. Голубенко ждёт, что в последующие годы удастся обходиться без дефицита.

В расходной части акцент, как и в прошлые годы, будет на реализации майских указов Президента 2012 года. «Тематика предшествующих бюджетов последние 5 лет характеризовалась тем, что очень большую часть финансовых ресурсов от дополнительных доходов, порядка 80%, мы отвлекали на обеспечение заработной платы. Понимали, что одной заработной платой качества социальных услуг не обеспечишь, но финансы другого не позволяли, – прокомментировал Голубенко. – В проекте бюджета на очередной трёхлетний период дела обстоят намного лучше. В частности, из дополнительных собственных доходов – это практически 10,5 миллиардов рублей – у нас на тематику повышения заработной платы отвлекается только три с небольшим миллиарда рублей. Остальное идёт на развитие социальной сферы и бюджетной сферы».

По словам главы минфина, существенное увеличение расходов на 2019 год запланировано на образование, здравоохранение и социальную политику. Также Голубенко напомнил про масштабные инвестиционные проекты, запланированные на ближайшие годы. В том числе, проекты ГЧП.

Из комментариев депутатов следует, что при работе с проектом бюджета-2019 они намерены обратить повышенное внимание не только на наказы, но и в целом на проекты развития сельских территорий. «Проект бюджета, который мы обсуждаем, – это первый бюджет, в котором оцифровывается внесённый на рассмотрение Законодательного собрания проект «Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года». Хотелось бы видеть и «Стратегию развития сельских территорий Новосибирской области» – заявил зампред бюджетного комитета Валентин Сичкарёв. В ранее упомянутом интервью «Ведомостям» Шимкив говорил о важности проектов, направленных на мотивацию молодёжи жить и строить карьеру в сельской местности, а также пообещал поддержку в работе вице-губернатору по развитию сельских территорий Александру Дубовицкому. «Все депутаты Законодательного собрания от сельских территорий, и я в том числе, готовы вместе с ним в этот воз впрягаться. Потому что помимо того, что это одна из первоочередных социально-экономических задач для области, это ещё очень важно для сохранения корней, традиций, сибирской идентичности, если хотите», – заявил спикер заксобрания.

Руководитель управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области Андрей Легостаев обратил внимание участников слушаний, что не следует слишком обольщаться насчёт прироста налоговых доходов в следующем году: всё будет зависеть от состояния экономики. Может, поэтому чиновникам правительства пришлось в очередной раз выслушать пожелания и самим не плошать – работать над эффективностью использования областного имущества и оптимизацией расходов. Нынешний состав заксобрания уже не раз в этом плане помогал исполнительной власти целенаправленной критикой. Депутаты хотят увидеть результат в показателях бюджета.