Медтехнопарк под арестом

Суд продлил на три месяца расследование уголовного дела о хищении 521 млн рублей в НИИТО. Также продлён арест здания, в котором расположен медтехнопарк – один из инновационных флагманов региона. Михаилу Садовому обвинение не предъявлено.

Уволенный в начале года с поста директора ФГБУ «ННИИТО имени Я.Л. Цивьяна» Садовой находится под домашним арестом из-за другого уголовного дела: ему вменяют растрату 10 млн рублей из премиального фонда. Дело о хищении 521 млн более масштабное. Оно образовалось после объединения нескольких дел по признакам преступлений по статьям за мошенничество, растрату, легализацию преступных доходов и пособничество. Фигурантами дела являются пять человек – Садовой, научный консультант НИИТО Сергей Поскочин и трое руководителей коммерческих организаций. Потерпевшим признано министерство здравоохранения России, заявившее гражданский иск к Садовому и Поскочину на 521 318 000 рублей.

 Следственный отдел УФСБ по Новосибирской области считает, что перечисленная группа, действуя в сговоре, совершила растрату, с использованием служебного положения Садового и вверенных ему средств федерального бюджета, путём умышленного завышения стоимости товаров по госконтрактам, заключённым с аффилированными фирмами и последующим выводом денег на счёт ООО «ТехинКом». В числе якобы аффилированных упоминаются 12 компаний. В итоге этих спланированных, по версии следствия, действий, «ТехинКом» получил 521 318 000 рублей, направленных на обслуживание финансовых обязательств, связанных со строительством здания по адресу Фрунзе, 19А.

Это десятиэтажка во дворе НИИТО – тот самый медтехнопарк, который новосибирские власти несколько лет приводили в пример на федеральном уровне, как образец государственно-частного партнёрства в сфере инновационной медицины. Здесь бывали премьер-министр Дмитрий Медведев, вице-премьеры и министры. Органы предварительного следствия считают, что здание медтехнопарка получено в результате преступных действий Садового и Поскочина. Последний уехал лечиться за границу и оказался в международном розыске. Фигурирующие в деле руководители фирм Водянкина и Тыщенко, посидев в СИЗО, пошли на сделку со следствием и дали показания против Садового и Поскочина. Пятый фигурант Эльмира Хафизова на сделку со следствием не пошла и остаётся в СИЗО. Жёсткая мера пресечения в отношении женщины пенсионного возраста выглядит особенно удивительно на фоне того, что главному фигуранту дела, которым, судя по фабуле, является Садовой, даже не предъявили обвинение.

Летом 2018 года ЦДЖ рассказывал про антикартельное расследование поставок медпрепаратов в ФГБУ «НМИЦ имени Е.Н. Мешалкина». Федеральная антимонопольная служба заподозрила сговор между двумя компаниями и руководством клиники, в результате чего по согласованию были отыграны 537 аукционов, а сумма незаконного дохода составила 576 млн рублей. ФАС передала материалы в полицию, и на их основе было возбуждено дело по статье 178 УК РФ (ограничение конкуренции). По логике, дело в НИИТО могли бы вести по этой же статье, раз уж речь идёт о подозрениях в скоординированной незаконной деятельности при госзакупках. Но хоть борьба с картелями и не сходит с уст первых лиц страны, дел, возбуждённых дел по 178 статье, единицы. Потому что в таких историях трудно доказать состав преступления, и даже если докажешь, то наказание не столь строгое, как по любимой статье правоохранителей – «резиновой» 159 за мошенничество.

Следствие считает ущербом, нанесённым НИИТО, сделки, в которых цена закупки для клиники превышала стоимость, по которой товар приобретал поставщик. Адвокат Сергея Поскочина Ирина Гребнева считает, что для объективной оценки следствие должно провести комплексную экономическую экспертизу, поскольку с теми же компаниями заключались контракты на поставку лекарств с нулевой наценкой. А бывало, что поставщики уходили в минус, лишь бы в целом удерживать интерес столь крупного потребителя. Также за скобками дела оставлены контракты с другими поставщиками. В любом случае, покупки осуществлялись на основе открытых аукционов. А фирмы, названные в деле аффилированными, поставляли товары не только НИИТО, но и другим потребителям. «У компаний, фигурирующих в деле, есть офисы, складские помещения, штаты сотрудников, опыт работы на рынке, маркетинговые мероприятия. Они не похожи на фиктивные юрлица, создаваемые для транзита денег», – утверждает Гребнева.

Дело по НИИТО будет тянуться ещё долго. Между тем, смена руководства и вмешательство в отлаженный менеджмент уже привело к неприятным последствиям для клиники. В октябре на сессии Законодательного собрания обсуждалась проблема недозагрузки учреждения: годовое задание по операциям было выполнено на тот момент лишь на 20%. На сегодняшний день ситуация не стала принципиально лучше. А претензии правоохранителей относительно здания медтехнопарка могут напугать резидентов. И перед федеральным правительством неудобно получается за презентации образцового ГЧП.

Другие новости