Девелоперы не готовы биться за арену

Контракт на строительство нового ледового стадиона оставил крупнейших новосибирских застройщиков равнодушными из-за недоверия к проработке проекта. Правительство ищет генподрядчика среди федералов, хотя этот вариант несёт свои риски.

Подготовка к молодёжному чемпионату мира по хоккею-2023 года пока является единственным из крупных инвестиционных проектов, реализация которых в Новосибирской области входит в практическую фазу. Проезжая по метромосту между «Речным вокзалом» и «Студенческой», можно увидеть, что лесной массив в левобережной пойме Оби начали зачищать. В 2022 году здесь откроет двери новая арена. Если, конечно, всё пойдёт по плану.

Неравнодушная общественность не оставляет попыток защитить лес в пойме от вырубки. Весной вопрос о законности перезонирования земли под строительство арены поднимала городская прокуратура, но областная прокуратура уверенно погасила это возбуждение. Сейчас продолжается сбор подписей под петицией против уничтожения зелёной зоны между Горской и берегом Оби. Защищая природу, активисты в то же время обороняют Новосибирск от чемпионата-2023, потому что случись им обрести массовую поддержку, перенастроиться на другую площадку властям будет уже поздно.

А сворачивать с намеченного пути уже нельзя, с такими-то попутчиками. На этой неделе губернатор Андрей Травников утвердил состав оргкомитета МЧМ-2023. Вместе с руководством области и города, в него вошли замминистра спорта РФ Сергей Косилов, президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк и его первый заместитель Роман Ротенберг, вне спорта известный как вице-президент Газпромбанка. До сих пор фамилия Ротенбергов в Новосибирске звучала в контексте концессии на строительство Центрального моста и контрактов по мусорной реформе, доставшихся группе «ВИС». Из попечительского совета хоккейного клуба «Сибирь» в оргкомитет вошли представители «Сибантрацита» Дмитрий Шатохин и Алексей Хомлянский. От ещё одного учредителя «Сибири» – «Сибирской генерирующей компании» – в оргкомитете пока нет никого.

Одной из важных задач оргкомитета на ближайшее время станет определение генподрядчика. Сроки поджимают. В федеральном бюджете-2019 года на новосибирский стадион запланировано 300 млн рублей, в проектах на 2020-2021 годы ещё 3,2 млрд. Под эти средства уже можно подписывать строителей. Масштабные инвестпроекты, звучавшие в Новосибирске с начала этого года, должны существенно взбодрить строительную отрасль. В правительстве ожидали потока ходоков от местных девелоперов, намеренных попробовать силы на столь амбициозном и дорогом объекте, как современная многофункциональная арена.

Первые неофициальные смотрины состоялись безрезультатно: поглядев на товар, избранные купцы разошлись в сомнениях. Чиновники, впрочем, не выглядят обескураженными и не стремятся сделать приглашение открытым: им хотелось бы видеть генподрядчиком компанию с опытом строительства стадионов. В Новосибирске таких нет. Местному девелоперу, желающему заполучить контракт на арену, в таком ракурсе надо было бы сделать областному руководству суперпредложение, чтобы получить шанс на генподряд. Но в нынешнем проекте познакомившиеся с ним бизнесмены не увидели ничего мегасоблазнительного. Зато непроработанные моменты таят в себе риски, способные привести к тяжёлым последствиям для бизнеса.

Теперь генподрядчика ищут в Москве. Федеральных компаний с опытом строительства современных спортивных объектов международного класса не так уж много. Приход «варяга» не противоречит задаче поддержать крупными инвестпроектами местный бизнес, если субподряды достанутся новосибирским компаниям. В областном правительстве надеются найти в Москве генподрядчика, способного при надобности самостоятельно финансировать стройку под бюджетные гарантии. Но пока таких благородных рыцарей из столицы на местных инфраструктурных стройках не встречали. Зато есть примеры, когда москвичи снимали сливки, кидая местных субподрядчиков.

Переговоры с потенциальными генподрядчиками пока идут непублично. Выбирая будущего победителя, власть хочет предсказуемости. Но перевод ситуации в публичное русло помог бы прояснить непроработанные части проекта и гласно уточнить взаимные обязательства. Это добавило бы уверенности местным компаниям, и могло бы сподвигнуть их на более решительные шаги. Трёхглавое финансирование федерацией, областью и городом становится всё более сложной процедурой. Когда проект требует взаимодействия нескольких министерств или департаментов, миссия становится трудновыполнимой. Примеров тому становится всё больше, начиная от уже неприличной пробуксовки концессионных конкурсов по строительству поликлиник и заканчивая срывом срока возведения школы №215 из-за перебоев с деньгами, о котором стало известно на этой неделе. Ещё не получили средства на Центральный мост, а на площадке под строительство уже неплодотворная грызня из-за контракта на вынос коммуникаций. В следующем году власти региона и города запланировали увеличить строительство школ, детсадов, медицинских учреждений. Будет парадоксально, если воплощению планов вместе нехватки средств помешает межведомственный разброд.