Качество работы прокурора Фалилеева требует оценки

Новосибирск простился с Владимиром Фалилеевым, и готов к знакомству с новым прокурором области Яковом Хорошевым. Истеблишмент осознаёт масштаб зачистки в прокуратуре, но мотивы остаются не прояснёнными. Это не педагогично.

Увольнение Фалилеева считается решённым вопросом с 8 октября, когда в Новосибирск с комплексной ревизией приехала комиссия во главе с заместителем Генерального прокурора Юрием Пономарёвым, а личному составу облпрокуратуры в качестве и.о. руководителя был представлен Владимир Токарев, служивший здесь ещё в 90-е. Формально Фалилеев ушёл в отпуск. На прошлой неделе несколько СМИ, включая «Коммерсант», написали про досрочную отставку облпрокурора. Но с неуверенными формулировками, типа, что Фалилеева «не ждут на рабочем месте». Одни коллеги постеснялись поставить ссылку на источник, другие нет, но, в любом случае, тот шорох пошёл после публикации популярного телеграмм-канала «Незыгарь», который анонимный и потому в приличном медиа сообществе за релевантный источник не считающийся.


Между тем, авторы канала, пишущего, в основном, про дела московские, проявили осведомлённость насчёт обстоятельств в новосибирском надзорном ведомстве. В частности, они назвали подавшую в отставку первую зампрокурора региона Любовь Кузьминок «серым кардиналом прокуратуры». «Делом Фалилеева занималась спецбригада Генпрокуратуры во главе с замгенпрокурора Юрием Пономарёвым. Но основанием чистки стали результаты работы Управления М ФСБ, обнаружившего факты коррупции во всех силовых структурах региона», – утверждает «Незыгарь», обещая отставки и в других ведомствах. Кроме того, на канале опубликованы фотографии Фалилеева в компании с «прокурорским решалой» Магомедом (Михаилом) Магомедовым. В Забайкалье Магомеда связывают с преступным сообществом, занимавшимся наркоторговлей и угоном автомобилей.

Отсутствие официальной информации об отставке Фалилеева авторы «Незыгаря» объясняли тем, что администрация Президента теперь не публикует кадровые указы. Якобы это позиция нового кадровика Кремля, помощника главы государства Анатолия Серышева – «скрывать всё, на всякий случай прикрывать свои тылы». На региональном уровне тоже предпочитают непубличность. Говорят, что в прокуратуре огорчились из-за слива текста приказа и.о. прокурора области Владимира Токарева «О привлечении к дисциплинарной ответственности и депремировании» по итогам комплексной проверки Генпрокуратуры». Две недели назад мы подробно пересказали содержание документа. Напомним, что по итогам ревизии 4 прокурорских сотрудника, занимающих руководящие посты, получили строгие выговоры, 13 получили обычные выговоры, 11 – замечания, 4 депремированы, наказания ещё для 8 было решено определить после их выхода из отпуска.

Про Фалилеева в приказе не было ни слова. Однако было бы странно, если б после столь массового разгона и увольнения заместителей Владимир Александрович вернулся бы, отдохнув, на свой пост, будто ничего не произошло. Впрочем, и после его тихой досрочной отставки без объяснений в воздухе повисли важные вопросы. Оценивая работу Фалилеева на посту, его начальство вместе с этим даёт оценку роли прокуратуры в резонансных уголовных делах и судебных процессах последних четырёх лет.


В этой связи вспомним единственное программное интервью облпрокурора, данное «Континенту Сибирь» в сентябре 2017 года. «В нашей сложившейся российской уголовно-процессуальной системе ожидать большого количества оправдательных приговоров нелепо. А тем более, списывать их объём на зависимость судов от правоохранительных органов – невежественно. В России такая система: дело, которое подлежит оправданию, никогда не дойдёт до суда, – так Фалилеев комментировал утверждение, что в Новосибирской области суды выносят мало оправдательных приговоров. – Никто не заинтересован в том, чтобы направить вымышленное дело в суд. Ни один руководитель не станет брать на себя ответственность и подписывать заведомо неправосудное дело. Более жёсткое «сито» – это прокурорский надзор. Все уголовные дела проходят через прокурора. И ни один прокурор не возьмёт на себя ответственность отправить в суд дело без доказательств или с недостаточными доказательствами, «высосанное из пальца» или «шитое белыми нитками». Поэтому до суда доходят только те дела, по которым у прокурора есть уверенность, что будет вынесен обвинительный приговор».

В первой половине 2017 года суды Новосибирской области вынесли 8 оправдательных приговоров. По состоянию на осень, когда Фалилеев интервьюировался, два из них были обжалованы, три были отменены в апелляции с последующим направлением на новое рассмотрение. То есть, число оправданий подсудимых в тот период вплотную приблизилось к 0%. И позже расклад особо не менялся. Понятно, что оправдательные приговоры в российской системе правосудия непопулярны повсеместно, не только в Новосибирской области. Однако лишь Фалилеев столь конкретно и однозначно увязал это с высоким качеством работы прокуратуры. Так не в связи же с беспрецедентно высоким количеством обвинительных приговоров в облпрокуратуре случился беспрецедентный разгон, масштаб которого однозначно говорит, что решение принималось на самом высоком уровне? Или всё же тут не в качестве работы прокуратуры загвоздка? Может, и до пересмотра некоторых дел дойдёт? Ответ на этот вопрос ждём уже от нового прокурора. Якова Хорошева, бывшего прокурора Бурятии и Алтайского края, считают принципиальным стражем интересов государства и общества. Заксобрание готово утвердить нового прокурора области, и в ближайшее время он сможет приступить к формированию команды.

Другие новости