Как избежать повторения «идеального шторма» на теплосетях

Споры об износе теплосетей нынешней зимой стали топовой темой в проблемной повестке политиков. Ситуация вызревала не один десяток лет, и лучше поздно, чем никогда, обратить на неё повышенное внимание — вопрос, где брать деньги на модернизацию, скоро станет острей.

Ситуация в теплоэнергетике в новейшей истории Новосибирска всегда была избыточно политизирована. Тариф для населения являлся результатом многослойных компромиссов властей с руководством и собственниками энергосистемы. В разные годы такие договорённости могли подразумевать обязательства «Новосибирскэнерго» или «Сибэко» по спонсорству хоккейного клуба «Сибирь» или кандидатов «Единой России» на выборах. При этом расходы на замену теплотрасс оказывались второстепенными статьями, на которых допустимо было сэкономить. и все закрывали на это глаза.

В канун Нового года издание «РБК в Новосибирске» опубликовало статью «Идеальный шторм: почему Новосибирску 25 лет не хватало денег на теплосети». Коллеги провели большое экспертное исследование в поисках ответа на вопрос — почему уже два десятка лет официально говорится о критическом износе труб, а проблема как будто только усугубляется. Выводы очевидные: на протяжении многих лет объём модернизации существенно отставал от приростов износа. Большая часть теплотрасс была проложена в период бурного строительства Новосибирска в 60-80 годы прошлого века. Срок службы трубы 30 лет. Со временем проблема становится тяжелей.

Нельзя сказать, что в прошлые годы чиновники и политики совсем уж игнорировали указанную тенденцию. РБК цитирует документы из «нулевых», где власти констатировали значительный износ сетей и оборудования ЦТП. Но системных проектов по привлечению существенных средств в модернизацию тогда не было. Приватизированная компания «Новосибирскгортеплоэнерго» немного вкладывала в латание магистральных сетей, на сколько позволял тариф. Муниципальное предприятие «Энергия» вкладывало в внутриквартальные сети то немногое, что получало от НГТЭ за аренду тех же сетей. До 2016 года процент износа во внутрикварталке был в 1,5 раза выше, чем на магистралях. При этом МУП «Энергия» почти в два раза больше тратило на свои сети против вложений НГТЭ.

Опрошенные РБК эксперты сходятся во мнении, что с конца «нулевых» «Сибэко» и связанные с ней компании свернули мероприятия на теплосетях до «прожиточного минимума» потому, что контролирующий энергосистему акционер Михаил Абызов принял решение о продаже бизнеса и занялся поиском покупателей. Власти не настаивали на повышении расходов для модернизации сетей, ибо чиновникам было выгодней сдерживать тарифы.

В 2018 году департамент энергетики и ЖКХ мэрии зафиксировал рост числа дефектов на теплотрассах, спровоцированный снижением объёма перекладочных работ. Но в тот момент только-только отбушевала «тарифная война». Митинги против увеличения платы за тепло, по мнению многих экспертов, стали неофициальным поводом досрочной отставки Владимира Городецкого с поста губернатора. А вне тарифа найти дополнительные средства на теплосети тогда было негде. Попасть в федеральную программу для города-миллионника задача практически неосуществимая.

С начала «десятых» новосибирские власти обсуждали возможности привлечения частных инвестиций в теплосети. Тарифное регулирование по принципу «затраты плюс» не давало бизнесу никаких стимулов для вложений в модернизацию, поскольку оборачиваемость ничем не гарантировалась. Единственным работающим механизмом является создание ценовых зон теплоснабжения. Этот проект в Новосибирске удалось реализовать уже с новым владельцем энергосистемы — «Сибирской генерирующей компанией». «Новосибирская теплосетевая компания» последние три года существенно увеличивает масштабы работ по перекладке сетей. Где счёт расходам ещё недавно был на несколько сотен миллионов в год, теперь вкладывают миллиарды. А выявленных дефектов меньше не становится, что раздражает политиков. У которых, к слову, на носу выборы.

Копившиеся десятилетиями проблемы невозможно решить за несколько лет. Тем более, если учесть, что программа опережающих инвестиций СГК вместе с концессией, заключённой с муниципалитетом, предполагает вложения всего лишь 20,5 млрд рублей за 10 лет. Это большие деньги, но на модернизацию нужно гораздо больше. И больней всего вопрос именно по муниципальным сетям, в которые, по условиям концессии, энергетики должны вложить чуть больше 5 млрд рублей. «Если мы выйдем в следующем году на план, из 4,8 миллиарда рублей без НДСа, мы съедим уже больше 3 миллиардов. У нас на последующие 7 лет останется 1,7 миллиарда рублей. Это чуть больше 200 миллионов в год. Городу нужно искать источник для замены внутриквартальных сетей, именно муниципального имущества», — цитирует РБК директора «СГК-Новосибирск» Дмитрия Перязева.

В пылу политических страстей депутаты могут фонтанировать экзотическими идеями, как избавиться от проблемы износа. И некоторые чиновники могут поддаваться соблазнам публично валить вину за аварии на частных партнёров. Но на деле стороны обречены на безальтернативное сотрудничество, требующее непростых решений. Иначе лет через 10 новое поколение депутатов и чиновников будет яростно спорить о тех же самых причинах зимних аварий, которые станут более масштабными.

Другие новости