Дзержинская линия выехала на конкурс
Мэр Максим Кудрявцев перезапустил проектирование Дзержинской линии метро в формате новогодней спецоперации, максимально ускорив конкурсную процедуру. Самый ожидаемый горожанами инфраструктурный проект должен добавить инвестиционной привлекательности территориям мегаполиса.
Без всякого преувеличения, от развития подземки зависят перспективы Новосибирска. По прогнозу, в 2024 году метрополитен планировал зафиксировать очередной рекорд, преодолев планку в 86 млн пассажиров. Ситуация с дорожными пробками в сибирской столице только усугубляется. Городские власти пытаются улучшить расклад в сфере наземного общественного транспорта. В том числе, выводя на линии современные троллейбусы и трамваи, в которых чуть комфортней двигаться по пробкам, но не принципиально. Метро быстрей и теплей.
Стратегическая значимость подземки проявилась именно в 2024 году, когда из-за одновременных ремонтов образовались ежедневные колоссальные пробки у Димитровского и Октябрьского мостов. Констатируя, насколько велико значение метро для Новосибирска, сложно удержаться от недоумения по поводу 10-летнего застоя в судьбе Дзержинской линии.
Развитие «зелёной» ветки застопорилось на вводе станции «Золотая нива», когда мэром был ещё Владимир Городецкий. Дальнейшие планы по строительству второго тоннеля от «Берёзовой рощи», ещё двух станций и метродепо на Волочаевской при мэре Анатолии Локте оставались на бумаге да на словесах. В истории города должно найтись место многолетнему заочному спору градоначальника с губернатором Андреем Травниковым, последовательно предлагавшим переработать проектно-сметную документацию на Дзержинскую линию — Анатолий Евгеньевич возражал, утверждая, будто с ПСД всё в порядке, а не хватает лишь источника финансирования для строительства.
Шли годы. Бизнесмены, депутаты и общественность регулярно выступали с инициативами по изменению приоритетов в строительстве метро. Были мысли повернуть Дзержинскую линию с Гусинобродского шоссе на Выборную в район педагогического университета. Звучали идеи продлять Ленинскую линию на левом берегу не в сторону площади Станиславского, как планировалось изначально, а в сторону динамично развивающегося Северо-Чемского жилмассива. Ту же линию предлагали тянуть в частный сектор Левобережья, тем самым инициируя бурную реновацию территории. Одновременно правобережные лоббисты доказывали необходимость скорейшего продления Ленинской линии в сторону бывшего аэропорта Северный.
После утверждения нового Генерального плана Новосибирска мэрия взялась регулярно лить керосин в бурные обсуждения перспектив метро, публикуя актуализированные проекты планировки территорий. В новостях то и дело появлялись заголовки о будущих станциях на Родниках и в других отдалённых микрорайонах. На фоне застопорившейся ситуации с Дзержинской линией и неспособности мэрии ввести уже почти достроенную станцию «Спортивная» такие информационные поводы выглядели глумливо.
Кудрявцеву досталась запущенная проблема. Чтобы говорить о каких-либо перспективных планах по развитию метро, нужно сначала разобраться с багажом невыполненных и недоделанных проектов. И начинать именно с проектирования. Точнее, с новых подходов к разработке ПСД. Опыты времён мэра Локтя показали, что некачественная работа с проектно-сметной документацией приводит к непредсказуемым сложностям, которые очень трудно разрешить постфактум.
Конкурс на проектирование продления Дзержинской линии стал похож на новогоднюю спецоперацию. 29 декабря 2024 года (в первый каникулярный выходной) мэр сообщил в телеграмм-канале про объявление открытого конкурса на разработку первого этапа ПСД Дзержинской линии. Срок подачи заявок ограничили 14 января. С учётом каникул, это всего лишь четыре рабочих дня. Как будто конкурс организовали специально под будущего победителя. Кудрявцев откровенно сообщил в посте, что предварительные консультации с потенциальными участниками конкурса из Белоруссии и Китая имели место быть.
В 4 рабочих дня уложиться не удалось, прием заявок продлили ещё на неделю, до 21 января. Стоимость первого этапа проектирования на старте конкурса оценивалась в 133,6 млн рублей. В напряжённом бюджете Новосибирской области на 2025 год депутаты Законодательного собрания по инициативе правительства зарезервировали 350 млн на Дзержинскую линию. Деньги на проектирование были предусмотрены и в бюджете области на 2024 год, но город не смог их освоить. Эти суммы — капли в море: по оценке, сделанной в прошлом году, полная стоимость разработки ПСД на Дзержинскую линию превысит 2,3 млрд рублей, а сколько потребует собственно строительство ещё толком не считали. Но уже давно пора с чего-то начать. Чтобы разговоры о планировании развития метро получили хоть какую-то конкретную основу.