Дорога Мысика устояла перед судом
Автодорога от пляжа «Наутилус» до «Сибирь-арены» признана вполне пригодной для использования. Это большое облегчение для властей, но не для заказчика строительства объекта — Александра Мысика судят за превышение полномочий при её строительстве.
Три года назад Мысик, как руководитель муниципального предприятия «Метро МиР», был хэдлайнером главных строительных новостей Новосибирска. Возглавляемое им предприятие занималось почти всеми значимыми инфраструктурными проектами мэрии. Что-то удавалось полностью и в срок. Были и проволочки с нестыковками, никак, впрочем, не влиявшие до поры, до времени, на позиции Мысика. Стабильность его положения обуславливалась двумя взаимосвязанными факторами. Во-первых, Мысик ни в чём не отказывал экс-мэру Анатолию Локтю, принимая на себя даже такие задачи, под которые у «Метро МиР» не было достаточно компетенций и ресурсов. Во-вторых, у градоначальника просто не было ещё одного такого же «универсального солдата», легко бросавшегося, очертя голову, в любую инициативу.
По нравам нынешних времён неудивительно, что опыты Мысика на определённом этапе побудили к вмешательству сотрудников правоохранительных органов. Нет сомнений, что силовики наблюдали за активностью «Метро МиР» и привлечённых подрядчиков на всех крупных объектах с момента их старта. До определённого этапа вмешательство было нецелесообразным, поскольку могло повлечь разную сумятицу и даже остановку работ. Особенно опасно в политическом плане это было в контексте строительства комплекса объектов вокруг «Сибирь-арены». Здесь «Метро МиР» занимался дорогами, гигантским коллектором ливневой канализации, подземным переходом сквозь дамбу Октябрьского моста и станцией метро «Спортивная». И практически везде подряды доставались одним и тем же организациям. В том числе, при странных обстоятельствах. Авторы ЦДЖ неоднократно поднимали вопросы по этим стройкам. Правоохранители перешли к действиям лишь когда работы на объектах подошли к финалу.
По итогам следствия Мысик стал обвиняемым по четырём уголовным делам. По первому его уже осудили в конце 2024 года, приговорив к 1,5 годам колонии условно. Второе Дзержинский районный суд начал слушать 21 января. По хронологии оно первое (с него начались мытарства Мысика). И самое парадоксальное, потому что могло повлечь по-настоящему разрушительные последствия. Руководителя «Метро МиР» обвинили в использовании для строительства дороги от «Наутилуса» некачественного песка, намытого с Оби. Дорога на тот момент была уже построена.
Официальная позиция восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ гласила: для устранения нарушений дорогу нужно перестроить заново с использованием надлежащих материалов. Это потребовало бы сотен миллионов рублей, которые в перспективе прокуратура попыталась бы взыскать с виновных, а получилось бы или нет — вопрос. В моменте перестраивать дорогу надо было либо за бюджетный счёт, либо заморозить объект, официально запретив его эксплуатацию.
Реконструкцией и строительством дорог на подъезде к «Сибирь-Арене» занималось ООО СК «Градопроект». Как малоизвестная фирма смогла получить контракт, за который боролся гигантский и влиятельный «Новосибирскавтодор» — отдельный вопрос. В контексте обсуждаемого дела важно, что «Градопроект» непосредственно занимался добычей песка. И именно факт добычи стал ключевым в итоговом обвинительном заключении.
Без всяких публичных объяснений претензии к качеству возведённой автодороги ушли с повестки следствия. Вопрос о необходимости её переделки больше не звучит. Мысика судят за неправомерное отчуждение государственного песка на сумму 43 млн рублей в пользу третьих лиц, а также за отступления от требований проекта и неправомерное подписание приёмочной документации. В общем, за разные превышения полномочий, суть которых в изменении подхода к снабжению стройки инертным материалом. Предполагалось, что песок будут закупать у сторонних организаций. Вместо этого «Метро МиР» и «Градопроект» купили лицензии на добычу песка.
Мысик считает, что альтернативный подход позволил сэкономить на проекте 122 млн рублей. Правоохранители согласны с тем, что самостоятельная добыча обошлась дешевле, но указывают на противоречия с проектной документацией. По двум эпизодам дела следствие насчитало ущерб в общей сложности на 484 млн рублей. В эту сумму включена стоимость всего песка, добытого для работ по двум дорогам. Хотя факт строительства этих дорог силовики не оспаривают и на переделке работы (повторимся) уже не настаивают.
Защита Мысика убеждена, что документы и свидетельские показания докажут невиновность обвиняемого. Но такой оптимизм наблюдался и в первом деле. А впереди ещё два. Дополнительная проблема в том, что «Градопроект», после ребрендинга превратившийся в «СпецТрансСтрой», тоже стал мишенью силовиков, и директора предприятия Сергея Арапова в конце 2024 года арестовали по обвинению в мошенничестве. Но, по крайней мере, дороги к арене устояли. У хоккейных болельщиков сохранилась возможность добираться до стадиона в ситуации, когда по-прежнему остаётся недостроенной станция «Спортивная», которой занимались те же заказчик и подрядчик.