Защита Диденко выбрала конфликтный сценарий

Суд над владельцем НКБК Игорем Диденко по экологическим преступлениям обещает стать скандальней, чем ждали, стараниями защиты обвиняемого. В местных СМИ прокатилась запоздалая кампания, призванная поставить под сомнение основания для возбуждения уголовного дела.

2 сентября в Новосибирском районном суде прошло предварительное заседание по делу против Диденко, которого обвиняют в нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ. Заседали в закрытом режиме, что, к сожалению, происходит в нынешней судебной практике всё чаще. Но публикаций по итогам вышло более чем достаточно для анализа происходящего. Защита обвиняемого пыталась добиться возвращения дела в прокуратуру, но безуспешно. Также защита добивается назначения экологической экспертизы. В этой части новости возможны 16 сентября, когда суд приступит к рассмотрению дела по существу.

Несколько СМИ опубликовали комментарий адвоката Диденко Евгения Деменчука о том, что проблемы у предприятия якобы начались посте того, как депутат новосибирского горсовета Игорь Украинцев в 2022 году обратился в надзорные органы с просьбой проверить отходы рядом с комбинатом после обращения местных жителей. По мнению защитника, это были «публичные массовые провокации, осуществлённые по отработанной схеме» которые повлекли за собой «массированную информационную атаку». А вышедшие публикации «спровоцировали возбуждение уголовного дела без проведения должной до следственной проверки».

На самом деле источником проблем стало фактическое наличие озерца с явными признаками химических отходов в непосредственной близости от НКБК. Жители соседних дачных обществ жаловались на слив отходов, призывая ликвидировать зловонное болото. Но обращения оставались без ответа. Руководство комбината не посчитало нужным оперативно отработать конфликтную тему с жалобщиками. Поэтому пошли обращения к депутатам, в прессу, в Росприроднадзор и правоохранительные органы. И уже после появилось уголовное дело, дошедшее до суда.

В тезисах защитников Диденко утверждается, будто Росприроднадзор определил отходы на участке возле НКБК как малоопасные и неопасные. Однако несложно найти пост главы ведомства Светланы Радионовой, оперативно отреагировавшей на жалобы «Жители посёлка Красный Яр пожаловались нам на «Новосибирский картонно-бумажный комбинат» — рядом с предприятием появился большой карьер с отходами. Он наполнен неизвестной жижей, от которой идёт характерный химический запах. Вокруг этого «озера» массово гибнут деревья», — написала глава Росприроднадзора. — Размер ущерба природе будет рассчитан, и мы проследим, чтобы вся сумма была оплачена. Кроме того, мы рассчитываем, что будет возбуждено уголовное дело, и нарушители ответят по всей строгости». Так что истоки уголовного преследования предпринимателя отличаются от картины, которую пытается продвинуть его защита. Также сомнительно выглядят попытки через публикации манипулировать прокуратурой, утверждая, будто ведомство было не согласно с линией следствия. Ведь именно прокуроры утвердили обвинительное заключение и направили дело в суд.

По предъявленным обвинениям предпринимателю не грозят фатальные последствия. Скорее всего, в случае обвинительного приговора он по первости сможет отделаться штрафом вместо срока. Но вместе с тем прокуратура предъявила НКБК гражданский иск на 244,5 млн рублей в связи с загрязнением почв и ущерб лесам. В обеспечение иска на имущество Диденко наложен арест. Финансовый риск в этом кейсе велик и реален. Пытаться нивелировать его, скандализируя позицию обвинения и тиражируя конспирологические теории — сомнительная стратегия. Во всяком случае, так показывает практика.

Другие новости