Поликлиники сдаются, но не принимают
Ещё одна подвижка в затянувшихся концессионных проектах — Группа «ВИС» отчиталась о вводе в эксплуатацию второй поликлиники из семи, строящихся в Новосибирске по ГЧП-проекту. У пациентов пока нет повода для радости — значит, нет его и у политиков.
Мэрия выдала разрешение на ввод городской клинической поликлиники №2 на улице Виталия Потылицына. Новый объект должен обеспечить современным медицинским обслуживанием 64 тысячи жителей. Для жителей густонаселённого Плющихинского жилмассива поликлиника станет долгожданным социальным благом. Но — непонятно когда. Разрешение на ввод подтверждает строительную готовность здания. «ВИС» рапортует о полном оснащении. Что же мешает открыть двери и начать обслуживание? Надо пройти лицензирование, а это отдельная история.
Ещё в марте «ВИС» получила добро на ввод поликлиники №7 на Пролетарской в октябрьском районе. Прошло полгода, и учреждение до сих пор закрыто для пациентов. С кого за это нужно спрашивать — с частного партнёра или с областного министерства здравоохранения? Кто-то из областных депутатов наверняка захочет прояснить вопрос после каникул.
Было бы несправедливо обесценивать значимость получения актов ввода. Год назад прокуратура предъявляла претензии по поводу нарушений при строительстве объекта на Пролетарской. Подписанное в мэрии разрешение говорит о том, что нарушения устранены. Или же — что муниципальные чиновники готовы взять ответственность на себя.
Нынешним летом областная инспекция Госстройнадзора заявила о нарушениях при строительстве пяти поликлиник (тех, что ещё не ввели). Особо тревожно звучали замечания по поводу устройства фундаментов. Напомним, что в рамках более печально известной школьной концессии частному партнёру пришлось разрушать фундаменты из-за претензий надзорных органов. Не получилось бы и здесь так. Впрочем, в «ВИС» называли выявленные огрехи некритичными. Тем не менее, на том фоне глава регионального Минэкономразвития Лев Решетников в стенах заксобрания допустил возможность расторжения ГЧП по ряду объектов.
Строительство семи поликлиник растянулось уже более чем на 5 лет, а смета проекта выросла более чем в 2,5 раза. Реализация пришлась на сложные годы, подкидывающие новые и новые трудности. Тем не менее, для всех инициатив есть критический рубеж, и он уже близок. У депутатов заксобрания, одобривших контракт на поликлиники, настал предвыборный год. Время резать ленточки — или линчевать виновных в срывах сроков.
Опыт уже упомянутой школьной концессии показывает, что найти нового партнёра для достройки объектов взамен не справившегося это задачка не из простых. В кейсе с поликлиниками правительство будет подгонять «ВИС», насколько это возможно. Однако возможности чиновников тут ограничены, и даже судебные претензии к частному партнёру не меняют картину радикально. При этом среди причин отставания от сроков есть и огрехи подрядчиков, влиять на которых не получается практически ни у кого. В частности, речь о муниципальном предприятии «Метро МиР», которое то берутся реорганизовывать, то банкротить, то ликвидировать — но пока без него никак.