Зачем Локоть ввязался в войну чипов
Дистанционный подрыв пейджеров и раций в Ливане стал для Анатолия Локтя поводом напомнить о себе. Бывший мэр Новосибирска может претендовать на работу на новом поприще: не в электронной промышленности, само собой, а на телевидении.
Спецоперация израильских спецслужб против «Хезболлы» — событие мирового уровня. Под стать амбициям Локтя, которого в бытность главой муниципалитета то и дело уносило в международную политику подальше от досадных мелочей необустроенного городского хозяйства. Пребывая с начала года без работы, Анатолий Евгеньевич периодически напоминал о себе в соцсетях в нейтральном жанре поздравлений, воздерживаясь от общественно-политической тематики. А с постом про пейджеры попал прямо в нерв, добившись высоких показателей цитируемости.
«Как человек, имеющий опыт работы в радиоэлектронной отрасти, должен ещё раз напомнить актуальнейшую проблему, которая для нас сегодня встала в полный рост. Это создание своей отечественной электронной элементной базы и производство своих отечественных радиоэлектронных устройств. «Только так можно обезопасить себя от подобных атак», — написал Локоть в соцсетях. — Когда насыщали нашу страну иностранными компьютерами, гаджетами, мы говорили, что нельзя безоглядно идти по этой дороге, так как в любой момент технологическая безопасность может быть поставлена под угрозу, потому что различного рода электронные закладки в этих устройствах существовали всегда, но раньше они носили разведывательную функцию».
Дальше автор клонит к тому, что нельзя чувствовать себя в безопасности, пользуясь зарубежными электронными приборами. А выход один — развивать собственное высокотехнологичное производство. «У нас есть предприятия не просто сохранившие соответствующие технологии, но и развивающие их, и в России, в частности, в Новосибирске, и в дружественной нам Белоруссии. Объединение этих усилий в рамках Союзного государства может дать положительный эффект по созданию отечественных устройств, которые позволят обеспечит безопасность населения и в целом России», — резюмирует Локоть свой пост, звучащий как тост.
Автору этих строк посчастливилось в этом году ознакомиться с книгой Криса Миллера «Война чипов: Борьба за самую важную технологию в мире». Каким-то чудом в России издали краткое саммари этого международного бестселлера, а в интернете можно найти полный любительский (читай — пиратский) перевод. В книге подробно и доходчиво рассказано, насколько важны сейчас для мировой экономики полупроводники. Насколько сильно жизнь зависит от электронных технологий. И насколько уязвимы страны, не встроенные в мировую систему производства полупроводников — географически диверсифицированную, но, в то же время, критически зависящую от работы буквально нескольких компаний, главная из которых находится на Тайване (не потому ли для Китая и США так болезненно важен «тайваньский вопрос»?).
К слову, Китай вскоре после смерти Мао взял курс на развитие микроэлектроники, приглашая инвесторов из более продвинутых в этом плане стран. Благодаря тесной работе с иностранными компаниями китайцы освоили передовые технологии, но даже сейчас они критически зависят от внешних игроков. Потому, например, им пришлось «проглотить» санкции против Huawei, смирившись с блокировкой развития одной из ключевых национальных компаний. Вхождение в рынок чипов на уровне лидеров сейчас стоит неимоверных денег и требует максимальной и безусловной государственной поддержки. И даже сочетание этих факторов не гарантирует успеха, что показывают примеры в книге Миллера.
В СССР полупроводниковую промышленность развивали иначе. В основе подхода было копирование образцов. Куда это привело всем понятно хотя бы на интуитивном уровне. Не будем оценивать опыт Локтя в радиоэлектронике. Что-то ему ведь подсказало в молодости — в политике он может добиться более впечатляющих успехов. Сопоставляя недавние заявления лидера КПРФ Геннадия Зюганова о профессиональном опыте бывшего мэра Новосибирска с популистскими рассуждениями Локтя о возможностях развития союзного производства полупроводников остаётся порадоваться, что ответственных постов в промышленности Анатолию Евгеньевичу уже не светит.
Но такой уровень экспертизы с крайним уклоном в популистскую государственность сегодня весьма востребован в пропаганде. Локоть органично смотрелся бы в ряду постоянных участников вечерних ток-шоу, по-своему интерпретирующих реальность для целевой аудитории, которая, конечно же, не прочитает «Войну чипов» и даже никогда не узнает о ней. Здесь можно было бы бесконечно рассуждать на тему «Россия — родина полупроводников» и хвастаться успехами союзного кремниеводства. И вопрос трудоустройства был бы закрыт.