Гендер Лебедевой подсветили из-за рубежа

Информационный фон вокруг уголовного дела против акционера компании «Ангиолайн» Натальи Лебедевой приобрёл интересный оттенок из-за публикации на западном ресурсе, связавшей преследование с гонениями на независимых женщин.

На сайте одного из американских СМИ, признанного в России нежелательной организацией и иностранным агентом, появилась публикация, построенная как обзор «внутренних неприятностей для женщин», у которых «стали отжимать и брать под контроль бизнесы». Примеров конкретных российских ситуаций в статье всего два — спор разводящихся супругов Бакальчук вокруг маркетплейса Wildberries и домашний арест акционера «Ангиолайна» Натальи Лебедевой (к слову, в августе Лебедевой продлили меру пресечения до 14 сентября, обжалование осталось без удовлетворения). Новосибирский кейс описан более чем поверхностно и неточно. Как будто бы Лебедева расплачивается за подъём национального производителя коронарных стентов, потеснившего зарубежных производителей. Между тем, в последние годы роль миноритарного акционера в событиях вокруг «Ангиолайна» выглядела скорее, как противодействие развитию.

Уголовное дело, возбуждённое 14 июня 2024 года, напомнило о том, что когда-то Лебедева была сотрудницей «Ангиолайна». По версии следствия, в 2015-2017 годах она воспользовалась доступом к валютному счёту, открытому руководством для расходов в интересах компании, и похитила сумму чуть более 23 тысяч долларов (в эквиваленте 1,7 млн рублей). 18 июня Лебедеву задержали в Москве и этапировали в Новосибирск. 20 июня Советский районный суд отправил её под домашний арест.

Контролируя порядка 25% акций «Ангиолайна», Лебедева с 2017 года спорила за контроль над бизнесом с создателями и основными владельцами компании Андреем Кудряшовым и Алексеем Французовым. В 2022 году производство было на грани остановки из-за попытки миноритария исключить из общества Кудряшова и Французова, на двоих владеющих 75% акций «Ангиолайна». Пикантности этой ситуации придавало партнёрство Лебедевой с зарубежными компаниями. В условиях обострения отношений России с западными странами вопрос вышел за рамки одной лишь конкуренции на рынке стентов с производителями из США. На кону была судьба импортозамещения в производстве медицинской продукции.

Стоит отметить, что к моменту возбуждения уголовного дела против Лебедевой судебные баталии в корпоративном конфликте дошли до точки. Юристы миноритария двумя исками добивались отмены регистрационных свидетельств на медицинские изделия, разработанные в ООО «Ангиолайн» и переданные в рамках сделок с ООО «Ангиолайн Ресерч» и АО «Р—Васкуляр». Также были претензии в связи с продажей компаниям здания и оборудования. По мнению Лебедевой, сделки подразумевали вывод и дробление бизнеса. Суды с этой точкой зрения не согласились, увидев экономический интерес и пользу для «Ангиолайна».

Спор дошёл до Верховного суда РФ, который в августе 2023 года отмёл претензии Лебедевой, отказавшись передавать её кассационные жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ. Миноритарий не смирилась и пожаловалась председателю Верховного суда. После этого руководство Судебной коллегии по экономическим спорам истребовало в нижестоящих инстанциях оба дела. Несколько месяцев ушло на исследование материала. 5 февраля родилось решение — отказать в передаче жалобы на рассмотрение в судебном заседании коллегии.

На пресс-конференции в Новосибирске в ноябре 2023 года Лебедева сделала акцент на том, что теперь она лично, оставаясь гражданкой России, владеет 25% акций компании. Ранее значительная часть этого пакета находилась во владении зарубежных юрлиц, с непрозрачными данными об их владельцах. Появлялась разная информация о владельцах этих компаний. Изначально пакет акций был приобретён, по словам Лебедевой, на зарубежную контролируемую ей компанию (так называемую КИК). В прессе публиковались сведения о том, что речь о кипрской компании Plasma Enterprises Ltd. «Вполне вероятно, что столь непростые зарубежные коммуникации бизнес-вумен и непонятные финансовые истории теперь будут проанализированы в рамках уголовного кейса», — предполагали авторы ЦДЖ.

Публикация на сайте запрещённого СМИ с корнями из США, возможно, призвана героизировать Лебедеву на Западе. Но в России информационная поддержка силами иноагентских, нежелательных и запрещённых ресурсов лишь плодит вопросы и проблемы. Не случайно статья не получила никакого резонанса — цитирование таких источников для российских СМИ чревато проблемами с госорганами. Вообще не очень понятно, как история Лебедевой стала поводом для публикации на ресурсе, ориентированном, прежде всего на международную политику, особенно если учесть, что кейс Бакальчук там упомянут как будто сугубо для проформы. В деле миноритария «Ангиолайна» это может стать новым поводом для изучения зарубежных связей на предмет их токсичности для российских интересов. И гендерный фактор тут никакой роли не играет.

Другие новости