Зачем Ким покупает HSBC
У банкира Игоря Кима хорошие шансы довести до конца сделку по покупке российского бизнеса HSBC. Приобретая с большим дисконтом акции глобального игрока, Ким может претендовать на благодарность как в России, так и на Западе.
Один из самых известных новосибирских бизнесменов, выпускник НГУ Игорь Ким пользуется признанием, как большой специалист по сделкам слияний и поглощений (M&A). Причём не только на финансовом рынке. Ему случается покупать и производственные активы. Но в если в реальном секторе Ким обычно полагается на привлечённых управленцев и экспертов, то в банковской сфере он сам выступает архитектором проектов. На его счету более 30 покупок финансовых учреждений и это явно не предел.
До специальной военной операции владелец Экспобанка вряд ли мог замахиваться на приобретение российского бизнеса HSBC, входящего в топ лидеров мировой банковской системы. Последовавшие после старта СВО санкции и массовый исход западного бизнеса из России радикально изменили ситуацию. Об интересе Кима к HSBC стало известно ещё летом 2022 года. Но история затянулась. И можно предположить, что за это время стоимость актива снизилась.
В бизнес-сообществе считают, что у Кима хорошо прокачан навык добиваться существенного дисконтирования. Особенно когда речь про сделки с проблемными активами. А у HSBC, как и у практически всех западных банков в России, проблемы известные. Вести бизнес здесь практически нельзя из-за политической позиции США и Евросоюза, а продать всё и вывести деньги не получается из-за позиции руководства России.
Теперь ситуация сдвинулась — 19 февраля президент Владимир Путин подписал распоряжение по HSBC. «В соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 августа 2022 года №520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» разрешить совершение акционерным обществом «Экспобанк» сделки по приобретению 100 процентов долей в уставном капитале «Эйч-эс-би-си Банк (РР)» (общество с ограниченной ответственностью), принадлежащих «Эйч Эс Би Си Европа Б.В. (HSBC Europe B.V.)», — распорядился глава государства.
В прессе писали, что убытки от продажи российского бизнеса руководство HSBC оценивало в 300 млн долларов. Вряд ли это окончательная сумма. Стоимость сделки, скорее всего, останется неизвестной. Политические последствия приобретения оценить проще.
Сам факт президентского распоряжения показывает, что проект Кима по покупке бизнеса крупного зарубежного банка пришёлся ко двору и не обошёлся без поддержки Центробанка. Банкир-патриот развивает финансовый сектор, консолидируя варяжьи активы — вполне актуальная для российского бизнеса повестка, укладывающаяся в темники пропаганды.
В то же время Ким может претендовать на плащ белого рыцаря в глазах западного банковского сообщества. На ситуацию можно посмотреть так, будто он помогает коллегам выпутаться из сложного положения с бизнесом в России. Зарубежный имидж не может не иметь значения для банкира с международными амбициями. В декабре 2023 года мы рассказывали, как Экспобанк попал под санкции США, и можно биться об заклад, что его владелец надеется — эти ограничения не коснутся его лично.