Верховный суд досудил дела «Ангиолайна»

Верховный суд поставил точку в двух процессах, инициированных предпринимателем Натальей Лебедевой против основателей компании «Ангиолайн». Корпоративный конфликт-долгожитель последовательно сдувается, поскольку у атакующей стороны кончаются приёмы.

Российский суд, как ранее советский — самый справедливый в мире, поэтому иногда кажется, что при наличии ресурсов и достаточной изворотливости судиться в нашей стране по одному и тому же поводу можно бесконечно. Но некоторые пределы всё же существуют. В 2017 году начался спор акционеров в «Ангиолайне». Был момент, когда казалось, что миноритарий Наталья Лебедева в шаге от того, чтобы выбросить руками судей мажоритарных акционеров Андрея Кудряшова и Алексея Французова из созданного ими бизнеса. Постепенно компания отошла от пропасти. Судебные инстанции, одна за другой, признавали несостоятельность аргументов Лебедевой. Теперь высшая инстанция закруглила один из самых принципиальных споров за весь период конфликта.

Юристы Лебедевой аж двумя исками добивались отмены регистрационных свидетельств на медицинские изделия, разработанные в ООО «Ангиолайн» и переданные в рамках сделок с ООО Ангиолайн Ресерч» и АО «Р-Васкуляр». Также были претензии в связи с продажей компаниям здания и оборудования. По мнению Лебедевой, сделки подразумевали вывод и дробление бизнеса. Суды с этой точкой зрения не согласились, увидев экономический интерес и пользу для «Ангиолайна». Спор дошёл до Верховного суда РФ, который в августе 2023 года отмёл претензии Лебедевой, отказавшись передавать её кассационные жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ. Миноритарий не смирилась и пожаловалась председателю Верховного суда. После этого руководство Судебной коллегии по экономическим спорам истребовало в нижестоящих инстанциях оба дела. Несколько месяцев ушло на исследование материала. 5 февраля родилось решение — отказать в передаче жалобы на рассмотрение в судебном заседании коллегии.

Юристы говорят, что дальше жаловаться некуда. За годы конфликта наблюдатели имели возможность убедиться в настойчивости (если не одержимости) Лебедевой, так что нет сомнений — от неё последуют новые претензии. Ноябрьская попытка миноритария примерить образ голубя мира оказалась фэйком. Напомним, что Лебедева провела в Новосибирске пресс-конференцию на тему якобы разработанного ей плана по урегулированию конфликта в «Ангиолайне». Представленный план не заходил дальше предложения оценить актуальную стоимость акций. Свои 25% Лебедева оценивает очень высоко. Она сообщила журналистам, что бывшие партнёры не предлагали ей никаких вариантов по взаимовыгодному разрешению конфликта. Площадку для общения с прессой бизнесвумен использовала чтобы максимально навести тень на руководство «Ангиолайна» — якобы сделку с «Фармстандартом» расстроили, средства выводят, производство сворачивают, оборудование вывозят. Нарисованная Лебедевой картина слабо вязалась с официальными новостями компании: в 2023 году предприятие расширило ассортимент продукции и объёмы выпуска.

Там же, на пресс-конференции, Лебедева интриговала прессу фактом, что Верховный суд истребовал дела по её жалобам. Как будто бы расклад вот-вот может принципиально измениться. Теперь и эта интрига исчерпана. В истребованных делах не нашлось повода для пересмотра решений.

Напомним, что конфликт в «Ангиолайне» выделяется из ряда обычных корпоративных споров из-за специфики рынка. Продукция компании заполняет нишу жизненно важной продукции в здравоохранении. Поэтому здесь актуален вопрос о защите не только инвесторов, но и больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, нуждающихся в отечественных стентах.

В 2022 году производство было на грани остановки из-за попытки Лебедевой исключить из общества Кудряшова и Французова, на двоих владеющих 75% акций «Ангиолайна». Пикантности этой ситуации придавало партнёрство Лебедевой с зарубежными компаниями. В условиях обострения отношений России с западными странами вопрос вышел за рамки одной лишь конкуренции на рынке стентов с производителями из США. На кону была судьба импортозамещения в производстве медицинской продукции. Изначально, по словам Лебедевой, она покупала акции компании на зарубежную контролируемую ей компанию (так называемую КИК). В прессе публиковались сведения о том, что речь про кипрскую компанию Plasma Enterprises Ltd. Наверное, поэтому на ноябрьской пресс-конференции Лебедева сделала акцент на том, что теперь она лично, оставаясь гражданкой России, владеет 25% акций компании. По идее, она должна быть заинтересована в росте капитализации, чему отнюдь не способствуют скандалы. Но фактические действия по-прежнему ставят под сомнение прозрачность подлинных интересов миноритария.

Другие новости