Новый мэр требует обсуждения
14 февраля на сессии горсовета кампания по выборам мэра Новосибирска выйдет на финишную прямую — будет объявлен конкурс. Истеблишмент и общественность, привыкшие открыто высказывать мнения о политике, остаются в недоумении насчёт своей роли в происходящем.
Смена модели выборов градоначальника, выразившаяся в переходе от прямого всенародного голосования к сценарию через экзамен для соискателей и последующее утверждение Советом депутатов Новосибирска, формально не исключает участие активных кругов горожан в обсуждении кандидатур. Более того, основываясь на давних традициях сибирской столицы, можно уверенно утверждать, что обсуждать и оценивать кандидатов общественность обязательно будет. Интрига в том, будет ли областная власть модерировать этот процесс или предпочтёт пустить на самотёк.
В традициях Новосибирска широкое и гласное обсуждение проблем города и области, вовлечение в этот процесс неравнодушных представителей деловых кругов, лидеров общественного мнения из разных сфер, горожан с активной позицией. Некоторые ведут отсчёт века демократической пассионарности новосибирцев с перестроечного рубежа 80-90-х годов. На самом деле привычка открыто обсуждать происходящее, пытаясь повлиять на ход событий, сформировалась, когда Новосибирск стал крупнейшим за Уралом научным и образовательным центром, в котором собралось много научной, творческой и инженерной интеллигенции. Фактически демократия пустила здесь корни ещё в советское время.
К взаимной кооперации и согласованию интересов подталкивает и сама организация Новосибирска, как общественная, так и экономическая. В городе много знаковых предприятий, работающих в самых разных сферах. Много научных институтов и ВУЗов, много ритейлеров и сетей питания, много оборонных заводов и логистических компаний. Нет доминирующего монополиста ни в экономике, ни в общественной жизни.
Местные власти, как правило, понимали это и старались исполнять функцию модератора, согласовывающего обще приемлемое мнение. Когда первые лица отклонялись от этого курса, начинались сбои. Как минимум, видимость поиска общественного компромисса следовало демонстрировать. Виктор Толоконский, Владимир Городецкий и даже склонный ломить напролом Василий Юрченко, работая губернаторами, советовались с городской общественностью, внимательно следя за настроениями новосибирцев. И Андрей Травников вскоре после своего приезда заключил соглашение с избранным мэром Анатолием Локтем о взаимной поддержке и конструктивной работе — не в последнюю очередь для сохранения общественного консенсуса.
Новосибирск стал последним из городов-миллионников, в котором были отменены прямые выборы мэра. И хотя новая процедура предполагает избрание мэра решением горсовета, уже развернулось широкое обсуждение — каким должен быть новый мэр и какие задачи нужно выделять в приоритетные. Депутаты понимают новую меру своей ответственности за градоначальника. Поэтому горсовет провёл общегородской опрос на тему качеств, которые должны быть присущи первому лицу муниципалитета. Также народные избранники участвуют в круглых столах по обсуждению потенциальной программы градоначальника. Но без понимания, кто кандидат, большого смысла обсуждать программу нет.
Всех беспокоит неопределённость. Понятно, что на предстоящих выборах реальный претендент на победу будет только один — тот, кого поддержит областная власть, обладающая решающим голосом в конкурсной комиссии и контролирующая крупнейшую фракцию в горсовете. Но даже у единороссов, входящих в это депутатское объединение, нет чёткого понимания происходящего. И депутаты, и бизнес, и активная общественность хотели бы заблаговременно увериться, что Новосибирск перейдёт, наконец, к давно обещанному динамичному развитию и станет городом, по-настоящему привлекательным для жизни, а не перевалочным пунктом в карьере некого перспективного политика. Все хотели бы понять не в самый последний момент, кто станет новым мэром, как его действия отразятся на городе в целом, на качестве жизни и бизнесе в частности.
Город, как и вся страна, стоит на пороге значимых событий. Идёт кампания по выборам президента, и для лучшего результата необходимо объединение усилий региональной элиты. Такого же, какое, например, сложилось в сборе и отправке гуманитарных грузов в связи с СВО. Истеблишмент и общественность ждут каких-то консультаций, питаются слухами и пребывают в возбуждённом состоянии, которое прорывается в хаотичном обмене мнениями и безадресном фонтанировании идеями, что именно и как делать будущему градоначальнику. Получается, что процессы определения мэра и формирования напутствий ему от горожан идут параллельно, никак не соприкасаясь.
Это показывает, что общественное мнение Новосибирска скорее живо, чем мертво, как и давние демократические традиции, сколько бы их не утюжили. Грамотное вовлечение заинтересованных лиц в обсуждение будущего города, учёт мнений и поиск выверенного средневзвешенного позволит сохранить умеренную температуру страстей и сплотить всех ради общей цели процветания города. Учитывая политический опыт и взвешенность подходов политического блока областного правительства не приходится сомневаться, что это абсолютно решаемая задача.