Сажай своих, чтоб чужие боялись

Кошмарить подрядчиков — один из новых трендов, официально презентованных новосибирскими властями в 2024 году. Но рубить такой лес невозможно без щепок — в не меньшей степени страдают и чиновники, что подтверждает дело против бывшего руководителя «Гормоста» Бориса Хайруллина.

Несколько лет областному правительству приходилось держать оборону, противостоя критике насчёт сроков и объёмов реализации крупных строек за бюджетный счёт. Не лучше обстояли дела и у мэрии Новосибирска, на которую то и дело нападали за несоблюдение условий подрядов по ремонту и благоустройству знаковых городских объектов. В нынешнем году ситуация, в целом, не особо изменилась в лучшую сторону. Нашумевшие в регионе концессии и ГЧП-проекты плюс-минус на том же уровне. Городская власть несколько подтянулась, завершив, в частности, работы по обустройству Первомайского сквера. Но в 2025 предстоит доделать немало.

Информационный нарратив вокруг просроченных проектов при этом существенно изменился. Будто перевернув шахматную доску, губернатор Андрей Травников взял курс на публичное обострение с подрядчиками и частными партнёрами. Если до сих пор власти оправдывали проволочки нежеланием терять ещё больше времени на расторжения и повторную контрактацию, то теперь именно конфликтный сценарий назван приоритетным — при условии, что подрядчик не справляется. Глава региона заговорил о необходимости использовать самые жёсткие рычаги, включая привлечение правоохранительных органов. А там рады стараться и без приглашения губернатора.

Показательная история к концу года сложилась вокруг муниципального казённого учреждения «Гормост». Именно эта организация ответственна за ремонты Октябрьского и Димитровского мостов. Ремонт первого тянется с 2022-го. Ремонт второго затеяли нынешней весной. Вопреки сомнениям депутатов, мэрия решилась на опасный для новосибирской логистики эксперимент, спровоцировав ремонтом пробки сразу на обоих основных переходах через Обь. Затея провалилась, оперативно провернуть ремонт не удалось ни там, ни там. Мэр Максим Кудрявцев распорядился в форсированном режиме восстановить полноценное движение по мостам до Большого снега. Таким образом, Октябрьский придётся ещё доделывать в 2025-м, а с Димитровским ситуация похуже — там работы нужно будет переделывать.

Ускоренно восстанавливать шестиполосное движение по мостам в преддверии зимы пришлось начальнику департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Иосифу Кодалаеву. В мэрию он перешёл как раз с должности руководителя «Гормоста», которую занял опять же недавно — в 2023-м. За временное решение с мостами Кодалаев получил стремительное повышение. Кудрявцев доверил ему позицию первого вице-мэра, отвечающего за всё городское хозяйство. А предшественник Кодалаева в «Гормосте» Борис Хайруллин получил обвинение в превышении служебных полномочий.

«С апреля 2022 по август 2024 года подозреваемый, являясь директором муниципального учреждения Новосибирска, превысив свои должностные полномочия, заключил контракт на ремонт Октябрьского моста с коммерческой организацией без проведения закупки с использованием конкурентных способов определения поставщика», — сообщил релиз управления Следственного комитета РФ по Новосибирской области. Подрядчиком на объекте выступала скандально известная компания «СпецТрансСтрой», директор которой Сергей Арапов сейчас в СИЗО. Компания сорвала сроки по значительному ряду областных и городских объектов. Можно предположить, что дело Арапова пустит много ответвлений. А вот с «Гормостом» ситуация непонятая.

За период 2022-2024 годов в МКУ сменилось несколько руководителей. Если контракт по Октябрьскому мосту заключал Хайруллин, то выполнение его вели уже преемники. Сам Хайруллин покинул пост руководителя «Гормоста» уже в конце 2022 года. Эдак следствие может дойти с вопросами и до Кодалаева.

В сухом остатке — ремонт моста не завершён, сроки сорваны. Подрядчика заменили, чиновника наказали. Репрессивная составляющая проявилась. Вопрос в том, даст ли она воспитательный эффект в следующем году, мобилизовав прочих подрядчиков, готовых работать по бюджетным контрактам, не смотря на возросшие риски.

Другие новости