Проигрышные ставки на отставку губернатора

Волна слухов про досрочную отставку губернатора Андрея Травникова была беспочвенной, но не осталась незамеченной. Областное руководство толкует вброс как попытку раскачать позиции власти интригами в сложный период согласований бюджета региона.

Новосибирская область — официальный рекордсмен по количеству внеплановых отставок губернаторов. Причины досрочной смены первых лиц были разные. Одних снимал президент, кто-то проигрывал выборы, кто-то уходил на новые должности. В целом за 30 лет новейшей истории России областной истеблишмент и население привыкли к тому, что губернаторы меняются внезапно. В такой натренированности есть плюсы: политическая стрессоустойчивость в новосибирских элитах выше, чем в других регионах. Минус в том, что слухи про отставки становятся самовоспроизводящимися. Их можно перезапускать в любой момент без каких-либо оснований и быть уверенным в массовом распространении.

Начало ноября ознаменовалось очередной такого рода «панической атакой». В течение недели о скором отъезде губернатора Травникова начали судачить не только в коридорах власти, но и в обывательских разговорах жанра «одна бабка сказала». Как обоснование в пользу перемен приводились недавние кадровые изменения в областном правительстве и удивительное спокойствие в заксобрании.

Вот ушёл в отставку вице-губернатор Сергей Сёмка, проработавший в областной власти более 30 лет. К чему бы это, как не к скорой смене губернатора? Вот депутаты, вопреки обыкновению, упустили возможность побузить на сессии по поводу затянувшихся концессионных проектов. Разве это не может быть следствием тайного компромисса, приуроченного к уже запланированному отъезду Травникова из региона?

8 ноября новосибирского губернатора в Москве наградили орденом Александра Невского. Высокую награду вручил лично первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко. Это стало очередным импульсом для слухов: мол, что такое орден, как не символ скорой отставки? Даже появилась аналитика, сколько губернаторов сменили работу, сделавшись орденоносными.

Перефразируя Фрейда, отметим, что иногда орден — это просто орден. Молва отправляет Травникова то на понижение, то на повышение. И дело не лично в нём. Повторимся: политически подкованный новосибирец готов к отставке губернатора в любой момент, в то же время понимая, что нынешний глава региона может оставаться на своём посту ещё неопределённо долго. И Травников, конечно же, рано или поздно сменит работу. Но сейчас нет никаких объективных причин предполагать скорую смену главы региона.

Новых критических точек в областном управлении нет. Тренды, считающиеся позитивными на федеральном уровне, сохраняются. Год назад Травников успешно переизбрался на второй срок и сумел провести своего протеже в мэры областной столицы. Выборы президента прошли в Новосибирской области по представленным из столицы стандартам. Крупные проекты, запущенные при Травникове, продолжаются, и было бы непросто сейчас объяснить логику, согласно которой его могли бы забрать в Москву. Не говоря уже о масштабной кампании по выборам в Законодательное собрание региона, Совет депутатов Новосибирска и в муниципальные органы районов, которая предстоит в следующем сентябре. Было бы рискованно совмещать её ещё и с внеочередной губернаторской кампанией.

Разумных оснований обсуждать отъезд губернатора нет, и всё же масштаб распространения слухов в этот раз не остался незамеченным. Источники ЦДЖ утверждают, что в закрытой части оперативного заседания правительства 11 ноября Травников даже высказался на этот счёт. Глава региона подтвердил намерение работать в Новосибирске как минимум до конца срока полномочий, то есть, до 2028 года. А слухи связал с попыткой деморализовать легковерных чиновников, если такие в местной власти ещё остались.

С чем может быть связан вброс именно сейчас — можно только догадываться. По времени волна слухов совпала с переходом в открытую фазу обсуждения бюджетов области и города. Это поле для игр лоббистов, а в нынешнем сезоне ставки весьма высоки: денег на проекты будет меньше, а год предвыборный. Для продвижения своих интересов в ход могут пойти любые средства, но провокации в таких условиях — крупный риск потерять больше, чем можно было бы выиграть.

Другие новости