Бюджет не до развития

Новосибирские депутаты приступили к обсуждению бюджетов области и города на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов. В части доходов большие риски, в части расходов доминанты — соцобязательства и поддержка СВО. «Бюджет развития» под вопросом.

С начала осени из кулуаров правительства доносились тревожные комментарии насчёт перспектив бюджета следующего года. На внутренних совещаниях всё чаще звучали поручения тормозить новые проекты. Некоторые источники считают, будто информация об отъезде вице-премьера и министра финансов Виталия Голубенко на работу в Москву вышла на публику якобы в связи со стремлением чиновника как можно скорей поменять сферу ответственности. Но пока что именно Виталий Юрьевич по многолетней традиции представил Законодательному собранию виды на финансовый план следующего года в рамках публичных бюджетных слушаний.

Начиная с 2014-го сложно припомнить, какой год можно было бы уверенно назвать благополучным в бюджетном плане. Начиная с 2020 пошли и вовсе невиданные сюрпризы. Но и в пандемию, и в специальную военную операцию Новосибирская область умудрялась расти в финансово-экономическом плане. И власти привыкли ставить задачи масштабно, «на вырост», рассчитывая, что главное ввязаться, а ресурсы по ходу подтянутся.

Бюджет на 2025 год вроде формально соответствует многолетней тенденции к росту. Денег как будто больше. Доходы планируются в сумме 301,3 млрд рублей, расходы 334,4 млрд, дефицит 33 млрд. И это лишь до первого чтения. Обычно в процессе принятия бюджет вырастает. Но, в любом случае, уже сейчас параметры больше прошлогодних. Бюджет-2024 был принят в объёме 291 млрд в доходной части, и 333 млрд на расходы.

В законопроекте, представленном на слушания, собственные доходы региона спрогнозированы на 39 млрд рублей выше, чем в прошлогоднем. При этом объём федеральных трансфертов пока составляет всего лишь 4 млрд; по мнению Голубенко, в ходе работы над федеральным бюджетом ожидаемая сумма вырастет до 15 млрд. Министр экономического развития Лев Решетников уточнил, что бюджет свёрстан на основе консервативного сценария, основанного на «умеренных» темпах роста экономики.

Долго ли, коротко ли, правительство впервые за много лет предложило поставить на паузу новые строительные проекты. Денег в бюджете больше, но все строящиеся объекты существенно подорожали, потому фактически удастся сделать меньше. Если удастся (хорошо известные проекты крупных концессий и ГЧП заставляют сомневаться решительно во всём). В так называемый «бюджет развития», формируемый за счёт излишков, остающихся после социальных обязательств, как будто и доложить будет нечего.

В прошлом году, принимая бюджет, власти закладывали на плановый период 2025-2026 годов немало новых соцобъектов. В нынешнем проекте бюджета по этим объектам на 2025 год нули.

Что же смущает областных чиновников, вынуждая ожидать худшего? Решетников указал на убыль населения как на главный негативный фактор, влияющий на экономическое развитие. Это следствия новой миграционной политики, провоцирующей отток рабочей силы. Голубенко витиевато сообщил, что формирование бюджета происходило на фоне внутренних структурных изменений в экономике. Но не тех, о которых вы подумали, а связанных с переориентацией логистики с Запада на Восток и усилении акцента на местное производство — вот в связи с чем, оказывается, горизонт планирования неустойчив. Более конкретно глава Минфина указал, как и Решетников, на дефицит рабочей силы, который сложно ликвидировать за счёт роста зарплат.

Про влияние СВО, поддержка участников которой требует растущих бюджетных затрат, на слушаниях высказался лишь первый вице-спикер ЗС Андрей Панфёров. Выступая с трибуны, министры умолчали о факторе ключевой ставки в 21%, ставшей запретительной для развития бизнеса. Брать кредиты самоубийственно, вкладывать свои деньги выгодней в депозиты — для экономики это застой и отстой. Особенно для такой экономики, как новосибирская. Резкий рост ставок по ипотекам — это риск не только для молодых семей, неспособных разжиться жильём, о котором говорил Решетников. Это колоссальный риск для всей строительной сферы со смежными отраслями, которая является локомотивом экономики Новосибирской области. Отсюда мрачные ожидания, что принесёт 2025-й. Роста доходов от налога на прибыль ждать не приходится.

Депутаты также, как чиновники, не стали заостряться на макроэкономическом негативе, сфокусировавшись на программе наказов. В следующем году перед выборами предстоит отчитываться за её исполнение перед избирателями. А пока прогноз таков, что в 2025 году на наказы планируется потратить меньше, чем в нынешнем. Депутаты порекомендовали чиновникам изыскать побольше средств на программу. Чиновники политкорректно пообещали при возможности выделить на наказы побольше. Аналогичный нарратив звучал и на слушаниях по бюджету Новосибирска на 2025 год — в финансовом плане город теперь зависит от областных властей сильней, чем когда-либо в последние 10 лет.

Другие новости