Кому достанутся плоды «Труда» братьев Степановых
Раздел бизнеса между соучредителями ЗАО «Труд» братьями Степановыми может дать почву для редевелопмента целого ряда коммерческих объектов, считавшихся знаковыми для Новосибирска. При условии, что они всё же обретут новых собственников.
В нулевых ЗАО «Труд» считалось лидером новосибирского девелопмента. Компания Владимира и Петра Степановых не особо рвалась в жилое строительство, ограничиваясь точечными проектами. Но комплексно занималась коммерческой недвижимостью. Офисные здания, торговые и спортивные центры «Труда» появлялись один за другим в самых классных центровых локациях. «Флагман» и «Бонанза» на Вокзальной магистрали, «Кобра» и «Манхэттен» на Ленина, «Москва» возле Центрального рынка, «Зелёные купола» на Красном — почти все объекты знаковые, известные всему городу. Даже первый бизнес-центр «Труда» на Димитрова — по нынешним меркам, непримечательный ноунейм — 20 лет назад был эталоном офисной недвижимости.
Выбивая столь лакомые участки, Степановы шли напролом. У них был особый подход к чиновникам. Оставаясь непубличными, избегая политики, совладельцы «Труда» уверенно добивались всего, чего хотели. Громкие скандалы и намёки на коррупцию никак не влияли на процессы. Правоохранительные органы бизнесом Степановых как будто не интересовались и вовсе.
«Икеа» могла бы открыться в Новосибирске раньше, не доведись российской «дочке» шведской компании схлестнуться на аукционе за участок вдоль Большевистской с «Трудом» в 2003 году. Степановы выиграли, перебив цену. 41 га земли ушли за 70,5 млн рублей. Приятно вспомнить такие цены. «Труд» собирался возвести здесь целый микрорайон, однако проект не сложился.
Бизнес Степановых серьёзно затормозили последствия кризиса 2008 года. Кое-как удалось достроить «Кобру», а «Манхэттен» превратился на много лет в самый высокий городской недострой. К тому моменту «Труд» уже начал проигрывать конкуренцию торгово-развлекательным и деловым центрам с лучше прокачанной клиентоориентированностью. Степановы старались брать по-максимуму, не цепляясь за арендаторов, рассуждая так: уйдут одни — придут другие.
«Труд» не испытывал великих проблем с финансированием, что помогло компании пережить много сложных моментов. Но доходность бизнеса снижалась. Определение перспектив бизнеса довело до конфликта между братьями. Пока Степановы судятся между собой за право на контроль над общим имуществом. Не дошло бы дело до уголовных разборок, как у братьев Самойловых, создавших группу «Агата Кристи».
Владимир Степанов попытался продать участок, выигранный у «Икеи», одной из «дочек» девелоперской компании «Брусника». Пётр Степанов оспорил сделку, стоящую уже на порядок больше 70 миллионов, уплаченных за землю в 2003-м. Братья спорят в судах за оценку своих долей в бизнесе, созданном совместным трудом. Тенденция подсказывает, что объекты «Труда» в обозримом будущем могут уйти в продажу.
Торговые центры Степановых сильно устарели. Но в таких локациях всегда можно перезапустить бизнес, используя современные инструменты и тренды. Сейчас, в разгар споров, затевать сделки с объектами «Труда» довольно сомнительно. Однако имеет смысл держать руку на пульсе, чтобы быть первым в очереди, когда братья, наконец, договорятся, как делить деньги.