На рынке наружной рекламы навешивают крупный ущерб
Новое обострение на рынке наружной рекламы пришлось на старт активной фазы кампании по выборам президента. Если до сих пор участниками конфликта были операторы и профильное управление мэрии, то теперь частью пазла стало уголовное дело, похожее на средство борьбы за рынок.
Выборы в Государственную думу 2021 года стали отправной точкой для конфликта между руководителем управления художественного облика мэрии Новосибирска Олега Хорошунова и компанией «Дизайнмастер», входящей в число лидеров рынка. В профессиональной среде и в коридорах власти говорили, что поводом стало согласие рекламного оператора предоставить поверхности для размещения конкурентам, жёстко критикующим КПРФ. Предвыборная реклама проходит сито строгих согласований и бдительно регламентируется избиркомом. У агентств нет ни возможностей, ни законных оснований для вольностей. Более того, отказ в размещении легальной рекламы, оплачиваемой с избирательного счёта, может обернуться проблемами. Тем не менее, конфликт зародился. Со стороны мэрии движущей его силой стал ответственный за регулирование отрасли чиновник Хорошунов, до прихода в администрацию занимавшийся политтехнологиями в КПРФ.
Борьба с «Дизайнмастером» пошла под эгидой очистки улиц от избытка рекламных конструкций. Сократить объём наружной рекламы мэр Анатолий Локоть хотел ещё во время своего первого срока. С 2015 года операторы по согласованию с мэрией сокращали количество конструкций. «Дизайнмастер» стал пионером в саморегулировании рынка, существенно уменьшив парк своих носителей. Параллельно оператор менял статичные билборды на более современные и эргономичные видеоэкраны, существенно сокращая общее количество рекламы. Получив, как и в других городах, где работает «Дизайнмастер», изначально одобрение местных властей, в Новосибирске оператор в итоге столкнулся с противодействием.
После осени 2021 года все предыдущие договорённости были обнулены. Акционеры «Дизайнмастера» оказались перед фактом, что их односторонние действия по прореживанию рекламных конструкций остались без встречной поддержки, якобы обещанной ранее. Управление Хорошунова взялось активно чистить улицы от конструкций оператора. «Дизайнмастер» и связанные с ним компании ушли в защиту через суды. В том числе, переоформив часть конструкций на ИП акционеров, чтобы снизить размеры потенциальных штрафов, которыми угрожали чиновники.
Стоит отметить, что оператор жаловался на происходящее и в правоохранительные органы. До недавнего времени силовики сохраняли нейтралитет, воздерживаясь от вмешательства в хозяйственный спор. Но осенью ситуация изменилась: появилось уголовное дело в отношении неустановленного круга лиц по поводу причинения имущественного ущерба муниципалитету путём незаконного размещения наружной рекламы. Речь в деле шла о конструкциях, ранее принадлежавших «Дизайнмастеру», но впоследствии проданных третьим лицам.
Судя по развитию событий, поначалу у следствия не было оснований персонифицировать обвинения. Но, как сообщило издание «Континент Сибирь», в конце 2023 года Следственное управление СКР по Новосибирской области завершило расследование дела и официально обвинило в причинении ущерба бюджету Новосибирска в размере более 100 млн рублей бизнесмену Роману Шегурову, акционеру группы компаний «Септима», контролирующей, в том числе, предприятия «Дизайнмастера». Дело передано в Центральный районный суд.
Как утверждают в «Дизайнмастере», материалы относительно уголовных претензий к акционеру компания получила прямо накануне Нового года, и из предоставленных документов стало видно, что обвинение построено не только на позиции чиновников, но и на показаниях конкурента — компании «РИМ-С», что делает историю похожей на попытку переделить рынок.
Самой по себе активной позиции муниципального регулятора, настроенного против «Дизайнмастера», было бы недостаточно для уничтожения одного из ведущих игроков рекламной сферы. Подключение правоохранительных структур усилит давление, результатами которого сможет воспользоваться другой крупный оператор. Попытки использовать силовиков в конкурентной борьбе случаются часто и столь же часто приводят к снижению инвестиционной привлекательности, с соответствующим результатом для экономики.
Обострение пришлось на горячий политический период. Начинается агитация перед выборами президента. Наружной рекламе здесь отводится важная роль, и турбулентность в этой сфере сейчас более чем нежелательна для кураторов. Вместе с тем события происходят в момент смены городского руководства. Локоть объявил о досрочной отставке. Комментаторы сходятся, что в ближайшее время муниципалитет покинут и другие коммунисты, пришедшие на службу вслед за Анатолием Евгеньевичем. Есть ли у Хорошунова шанс сохранить пост? Чиновник ставит себе в заслугу наращивание объёмов социальной рекламы на фоне уменьшения числа носителей. В условиях, когда регулятор тормозит модернизацию отрасли, такой подход привёл к сокращению возможностей местного бизнеса для самопрезентации, а плюсы для художественного облика города, как минимум, неоднозначны.