Как разобраться с госконтрактами

В Новосибирской области остро стоит проблема с отработкой бюджетных контрактов, а фронт работ для подрядчиков растёт. Чиновники сетуют на бизнесменов вместо того, чтобы искать возможности улучшить конкурсные процедуры и добавить гибкости при реализации контрактов.

Министр экономического развития Лев Решетников на пресс-конференции заявил, что экономика и бизнес региона не справляются с «перевариванием» растущего потока средств по федеральным и областным проектам. Это можно считать своеобразным алаверды губернатору Андрею Травникову, который две недели назад дал установку правительству и муниципалитетам усилить контроль за работой по нацпроектам, не ссылаясь далее на проблемы с подрядчиками. Факт в том, что часть инициатив, получивших финансирование, остаются недовыполненными. В плановые сроки уложиться не вышло. Конечно, во всех случаях есть вопросы к подрядчикам. Но есть они и к заказчикам. А также в целом к правилам работы в сфере государственных и муниципальных контрактов.

«Например, по проекту «Чистая вода» мы не можем найти подрядчиков, которые пришли бы и качественно сделали свою работу. У нас идёт строительство детских садов, школ, где также возникают различные проблемы. Подрядные организации по разным причинам не справляются со своими обязательствам. По Минэку мы искали подрядчика для создания туристической навигации по всем районам области. Пришла компания, в три раза сбила цену, а в конце года выяснилось, что она ничего не сделала», — цитирует Решетникова «ИнфоПро54». Министру как будто неизвестная практика, в рамках которой на рынке господрядов серийно шакалят компании, заточенные на захват контрактов любой ценой без цели их исполнения. Смысл действий в том, чтобы найти субподрядчика, готового выполнить работу за ещё меньшую сумму. И ищут таких среди проигравших участников конкурсов. Если же не получается найти, госконтракт остается неисполненным.

Подход к контрактации, ориентированный, в первую очередь, на поиск самой низкой цены, ущербен по природе. Об этом уже много лет говорят эксперты. Но чиновники и депутаты стараются избегать в этой теме категоричных высказываний. Потому что есть риск получить претензии в нерачительном отношении к бюджетным средствам. Между тем императив «выполнять подряды с высоким качеством за наименьшую цену» красиво выглядит на бумаге, но мало применим к реальности. И распорядители бюджетных средств имеют возможности убеждаться в этом каждый год. Но ничего не меняется.

Как уже говорилось выше, есть и объективные вопросы к подрядчикам. Как в части занижения цен, которое априори подразумевает плановую экономию на качестве и (или) материалах). Так в части низкой требовательности к проектной документации, предоставляемой заказчиком. По множеству проектов сроки были сорваны из-за некачественной ПСД.

Есть проблемные моменты и в связи с изменениями проектных решений в процессе реализации. В некоторых случаях это происходит из-за стремления подрядчика сэкономить. В некоторых на то есть объективные причины, связанные, например, с невозможностью поставить нужные комплектующие из-за растущего санкционного давления. Механизмы согласования и экспертизы в госконтрактах не отличаются гибкостью, из-за чего проекты уходят на «штрафные круги. Все участники теряют деньги и время — и государственные заказчики, и частные подрядчики.

Для решения растущих задач по госконтрактам необходимо совершенствовать конкурсные процедуры и механизмы взаимодействие в процессе исполнения. Это непростой путь, на котором необходимо, в том числе, добиваться изменении подходов на федеральном уровне. Альтернатива — оставаться с тем, что есть. Но тут словами и увещеваниями делу не поможешь.

Другие новости