Гаврилов предложил меры для мэра

Совладелец ГК «Химметалл» Евгений Гаврилов представил в СМИ программу, которую хотел бы реализовать в качестве мэра Новосибирска. Тезисы заслуживают внимания хотя бы потому, что на сегодня это единственная опубликованная программа от потенциального претендента в градоначальники.

В Новосибирске бизнесмены ни разу не брали в руки бразды исполнительной власти. Не было даже серьёзных заявок на победу на выборах, за исключением, пожалуй, попытки Якова Лондона в 2003 году. Он добился выхода во второй тур против Владимира Городецкого и проиграл управленческой элите, объединившейся вокруг действующего мэра. Впрочем, чисто предпринимательским поход Лондона на выборы назвать нельзя: на тот момент он возглавлял ГТРК «Новосибирск», то, есть, фактически сам был на государственной службе. Участие в выборах таких известных в прошлом бизнесменов, как Сергей Кибирев, Сергей Проничев, а также менее известных предпринимателей в большей степени походило на конъюнктурные действия.

После того, как в 2023 году прямые выборы мэра сменили на конкурсную процедуру, шансы увидеть бизнесмена на посту градоначальника никто даже не обсуждал. Только если речь про депутата, параллельно с политической деятельностью владеющего или управляющего какой-то компанией. И то вряд ли. По умолчанию во властной среде принято считать, что бизнесмен может лишь провоцировать вопросы о конфликте интересов да тянуть муниципальные ресурсы к своей личной пользе. Хотя на самом деле предпринимательские навыки были бы очень полезны первому лицу Новосибирска, коль скоро сибирская столица остро нуждается в новых источниках доходов и в оптимизации расходов при повышении их эффективности.

В действительности мотивация предпринимателей к работе в исполнительной власти весьма сомнительна. Колоссальные риски, громадная ответственность, никакой благодарности, постоянные подозрения и нападки. Не то что заработать — не потерять бы нажитое ранее. Бизнес чурается власти, власть чурается бизнеса, надежд на прогрессивную синергию нет.

Поэтому заявление Гаврилова о готовности предоставить программу городского развития и лично поработать над её воплощением в роли мэра выглядит из ряда вон. Особенно если учесть, что бизнесмен — крупный застройщик, заместитель председателя Общественного экспертного совета при мэре Новосибирска. К строительному лобби у активной городской общественности немало вопросов. Поэтому может показаться, что притязания девелопера на власть это чересчур смело. Даже дерзко. Но по-честному именно строительный комплекс работает в максимально тесном контакте с городской властью. Его представители лучше других понимают, как работают шестерёнки в механизмах администрации — где хорошо, а где плохо.

В тезисах к программе Гаврилова нет революционных предложений. Почти всё это мы уже читали или слышали, полностью иди частично. Сократить несвойственные функции мэрии, передать максимум работ внешним подрядчикам на аутсорс, сократить избыточный персонал, поднять зарплаты и нанять за этот счёт высококвалифицированных специалистов — эти идеи звучали среди политиков неоднократно. Разгрузить центр за счёт повышения эффективности платных парковок и создания бесплатных перехватывающих парковок возле конечных метро — план тоже неоригинальный. Но в этой части Гаврилов добавляет конкретику, предлагая построить перехватывающий паркинг на улице Колонды и запустить оттуда бесплатный автобус до метро «Заельцовская».

Относительная новация — в предложении создать контрольную службу, подчинённую непосредственно мэру. Служащие в ней инспекторы, вооруженные средствами фото- и видеофиксации, должны ходить по закреплённым за ними кварталам и сообщать напрямую градоначальнику, всё ли в порядке на вверенной территории. Инициатива плохо вяжется с идеей сократить штат мэрии — квартальных понадобится много, и вряд ли они будут трудиться на общественных началах.

В части транспортной проблематики оригинальности нет: Гаврилов считает, что Новосибирск поедет за счёт развития рельсового триумвирата «метро — городская электричка — трамвай». Здесь совершенно не с чем спорить. Включая тезис о том, что деньги на новые рельсовые маршруты можно найти только в федеральном бюджете.

Не будем перечислять все тезисы Гаврилова — вы легко найдёте их в СМИ. Не будем принижать их качество: неоригинальность в данном случае совершенно не означает, что идеи плохие. Наоборот, жаль, что большинство из них до сих пор не реализовано, хотя давно на слуху. Не потому ли, что воплощение в реальности требует колоссальных усилий и ресурсов? В этом-то и есть главная проблема предвыборных программ. Кандидат пересказывает решения, востребованные избирателями, чтобы получить мандат на воплощение своей программы. Гарантии осуществимости нет. Особенность нынешней предвыборной кампании в том, что избиратель у кандидатов в мэры, по сути, один. Это губернатор Андрей Травников. Свои тезисы Гаврилову было бы логичней адресовать напрямую в областное правительство. Именно там будет принято решение, какую программу городского развития представлять общественности в качестве жизнеспособной.

Другие новости