Санитаров подгоняют к «Хилокскому»

Общественники давят на городские власти, требуя ликвидировать продовольственную торговлю на Хилокской. В прицеле остаётся одноимённый рынок. Несмотря на активность силовиков, мэрия держит паузу. Причём тут «Мандарин»?

Трое жителей домов на Хилокской и Малыгина, один из которых Михаил Михайлов возглавляет общественную организацию «Центр правовых инициатив потребителей», подали иск к мэрии с требованием исключить соседние участки из перечня мест, разрешённых для торговли. Сейчас там действуют продуктовые ярмарки. 19 июля вступило в законную силу принятое в прошлом ноябре решение, обязывающее муниципалитет установить 500-метровую санитарную зону вокруг Клещихинского кладбища. Ссылаясь на этот вердикт, общественники требуют свернуть торговлю.

Установление санзоны будет означать, что необходимо закрывать торговый центр «Хилокский», известный с 90-х как Хилокский рынок. Мало того — мэрии придётся расселять жителей нескольких многоквартирных домов. Представители этих жителей обложили муниципалитет по всем инстанциям. 14 июля председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил новосибирскому управлению СК провести проверку жалоб жителей улицы Малыгина на отсутствие санитарно-защитных зон у мусорного полигона «Левобережный» и кладбища «Клещихинское». Контроль за исполнением поручения взял центральный аппарат СК. Среди прочего, жители жаловались на бездействие ответственных лиц из местного управления Роспотребнадзора и мэрии Новосибирска, требуя привлечь чиновников к уголовной ответственности.

Уже 19 июля стало известно, что областное управление СК возбудило дело по поводу отсутствия санзон у полигона и кладбища в отношении неустановленного лица по статье за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан. В тот же день Новосибирский областной суд отказал мэрии в удовлетворении апелляционной жалобы на решение, обязывающее установить санитарно-защитную зону вокруг «Клещихинского». Согласно вступившему в силу вердикту, у городской администрации есть полгода на исполнение. Истцом в процессе выступила прокуратура Новосибирска. В начале июля по иску Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратуры Кировский районный суд обязал МУП «Спецавтохозяйство» установить санитарно-защитные зоны вокруг полигонов «Гусинобродский» и «Левобережный».

Можно было бы списать на удивительное совпадение гражданскую активность некоторых новосибирцев и коллективное рвение правоохранительных органов с целью навести порядок на окраине Ленинского района. Однако совпал и третий компонент — информационная «артподготовка» посредством длящейся уже около месяца кампании в СМИ и в федеральных телеграм-каналах, которая вряд ли могла возникнуть самостийно, без координации и сопутствующих проплат. В этих материалах тема отсутствия санзоны вокруг полигона и кладбища напрямую увязана с нежеланием мэра Анатолия Локтя закрывать Хилокский рынок.

Прямой конкурент «Хилокского» — агропромышленный распределительный центр «Мандарин», расположенный по соседству в Верх-Туле. Инвесторами проекта выступили не нуждающийся в представлении бизнесмен Эдуард Таран и Александр Каюмов, партнёр менее публичного авторитетного предпринимателя Михаила Колмогорова, ранее носившего фамилию Чеботаев («Чеботарь»). В 2012 году его арестовали по подозрению в причастности к деятельности банды из Кузбасса, промышлявшей убийствами. До ареста Колмогоров успел дважды избраться депутатом горсовета Куйбышева, опираясь на поддержку авторитетного местного политика Владимира Лаптева. Последний сейчас возглавляет комиссию по экологии в Законодательном собрании Новосибирской области. 20 июля Лаптев провёл выездное заседание комиссии на Малыгина, активно включившись в работу с жалобами местных жителей. Точнее, их представителей.

В июле в местных СМИ появились рекламные статьи, прославляющие Хилок. Заказчики подчеркивали значимость предприятия для социально-экономической стабильности Новосибирска. Это была разовая пиар-интервенция, и лиха беда начало — в целом использование имиджевых инструментов для Хилокского дело новое.

Контролирующий предприятие Анатолий Зяблов успешно пережил много «покушений», преследовавших целью закрыть здесь торговлю, переманить арендаторов и покупателей к другим проектам. И не раз в этих атаках вольно или невольно участвовали сотрудники правоохранительных структур и Федеральной миграционной службы. Но такого массированного наката с участием судов, силовиков, общественников, политиков и СМИ ещё не было. На стороне Зяблова одна лишь апатия местной власти, надеющейся переждать бурю, сохраняя существующий статус кво: реально закрывать рынок чиновники не хотят. Тем более, расселять многоквартирники на Малыгина.

Другие новости