Суд решит судьбу акций и акционеров «Электроагрегата»

На «Электроагрегате» продолжается борьба за контроль над предприятием. Бизнесмен Евгений Грибов добивается возврата акций и исключения из числа акционеров родственников Александра Одинца, чтобы воплотить бизнес-план на 820 млн.

Споры вокруг АО «Электроагрегат» и родственных юрлиц идут 10 лет, и смерть Александра Одинца, являвшегося президентом совета директоров, стала лишь вехой в истории. Одинец скончался в ходе судебного процесса: его судили за мошенничество, выразившееся в хищении у Евгения Грибова акций «Электроагрегата» и ещё трёх связанных юрлиц на общую сумму 593 млн рублей, а также за фальсификацию доказательств по гражданскому делу. Смерть подсудимого оставляет наследникам выбор — настаивать на продолжении ради реабилитации или прекратить процесс, согласившись с признанием обвиняемого виновным посмертно. Родственники Одинца выбрали сначала первый путь, но после того, как в суде Ленинского района допросили Грибова в качестве потерпевшего и исследовали письменные доказательства, согласились с прекращением дела по нереабилитирующим основаниям.

21 июня Ленинский районный суд вынес постановление, в котором квалифицировал действия Одинца, рассмотренные в процессе, как мошенничество в особо крупном размере и фальсификацию доказательств. Это дало Грибову основание заявить гражданский иск о возврате украденных у него акций. В рамках иска на акции, оформленные сейчас на родственников Одинца, наложен арест.

Напомним, что в 2012 году ради консолидации контроля над предприятием Одинец договорился о покупке акций «Электроагрегата» и связанных юрлиц у Грибова через подконтрольные последнему компании «Новоград Истейт» и «НПО Электропривод». Заполучив акции, Одинец зарегистрировал их на себя, впоследствии переведя их своим аффилированным лицам. Однако Грибов, как и «Новоград Истейт», и «НПО Электропривод» не получили положенных денег за ценные бумаги. А впоследствии Грибов оказался за решёткой после того, как руководство «Электроагрегата» обвинило его в неисполнении своей части сделки, хотя вступившие в силу решения арбитражных судов по целому ряду дел утверждали, что его обязательства выполнены в объёме 100%.

В то же время, когда шёл процесс против Грибова, Одинца судили за мошенничество, выразившееся в хищении у государства здания станции нейтрализации на территории завода. Одинца признали виновным и дали 4 года условно. Грибов же получил срок реальный. Может ли это говорить о предвзятости правоохранительной системы к сторонам конфликта? Как бы там ни было, на сегодня бывший заместитель прокурора области Андрей Турбин, утверждавший обвинение против Грибова, находится под арестом по обвинению во взяточничестве, как и его шеф — бывший прокурор региона Владимир Фалилеев. Бывшего начальника Главного следственного управления ГУ МВД по Новосибирской области Андрея Неупокоева, курировавшего следствие против Грибова, президент Владимир Путин уволил по итогам служебной проверки. Экс-председатель областного суда Римма Шатовкина, при которой Грибов проиграл две инстанции уголовного процесса, находится под судом за превышение полномочий. Возможно, само по себе доведение дела о хищениях акций Одинцом до суда — следствие смены руководителей в правовой системе Новосибирской области. И точка в уголовной стороне истории ещё не поставлена.

Например, новую жизнь получило уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере, возбужденное ещё в 2017 году в отношении неустановленных должностных лиц ОАО «Электроагрегат» по поводу незаконного отчуждения из госсобственности участка площадью 11 га. Когда-то там был заводской пионерлагерь. Участок был передан предприятию в безвозмездное пользование, но в план приватизации не входил. К 2013 году никакого детского лагеря там уже не было — лишь ветхие строения. Однако зять Одинца Иван Деришев, исполнявший тогда функции руководителя предприятия, дал указание представить в администрацию Новосибирского района комплект документов, показывающих, что лагерь будто бы работает и в связи с этим заявил ходатайство о передаче участка в собственность «Электроагрегата». Бывший тогда главой района Василий Борматов распорядился передать землю. А скандально известный Дмитрий Ламерт, в то время руководивший областным управлением Росреестра, зарегистрировал право собственности «Электроагрегата» на участок.

Два месяца спустя Деришев организовал продажу участка своей жене — дочери Одинца Дарье. «Электроагрегат» продал землю аффилированному лицу по цене в 10 раз меньше кадастровой стоимости. Решение выглядит прямым ущербом для общества, и согласия у акционеров не спрашивали. После этого участок разделили на три, и один из них оказался в собственности у жены Ламерта. Сын Борматова Евгений был трудоустроен в структуры «Электроагрегата».

Следствие считает, что все участники цепочки сделок были прекрасно осведомлены о том, что никакого пионерлагеря на участке нет, и не будет. В 2019 году расследование было приостановлено в полиции, а в августе 2021 года по итогам проверки Следственным комитетом было вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Тем не менее, 11 августа 2022 года прокуратура Центрального района Новосибирска в ответе на жалобу адвоката акционеров «Электроагрегата» сообщила, что расследование в полиции возобновлено, а постановление СК об отказе отменено, и окончательное процессуальное решение ещё не принято.

Развитие истории может дать дополнительные аргументы для иска Грибова об исключении из числа акционеров «Электроагрегата» родственников и наследников Одинца: уголовные эпизоды (в первую очередь, подтвержденные судебными решениями), дают основание ставить вопрос об их действиях против интересов предприятия. Одновременно Грибов добивается возвращения собственных акций. Исход процессов может поставить предприятие под его контроль.

Наследники Одинца пытаются использовать общественное мнение в борьбе за сохранение позиций. На сайте «Электроагрегата» опубликовано открытое письмо к новосибирским властям с просьбой «защитить от попыток рейдерского захвата», подписанное якобы множеством сотрудников предприятия. Точнее, предприятий. При Одинце завод стал прибежищем десятков, если не сотен юрлиц, занимающихся весьма разношерстным бизнесом. Оборонное предприятие сместило фокус на аренду. Работы по гособоронзаказу сократились, как и количество рабочих мест. Но теперь руководство «Электроагрегата» уверяет, что действия Грибова приведут к остановке производства и «нанесут удар по оборонному комплексу страны». Власти обычно нервно реагируют на угрозы сворачивания заводского производства — в Новосибирске осталось немного действующих заводов. В то же время, чиновники уже достаточно опытны, чтобы отличать попытки манипуляций от реальных угроз.

В открытом письме сказано, что за 10 лет при Одинце завод произвёл продукции на 7,4 млрд рублей. Грибов вместе с бывшими сотрудниками предприятия разработал бизнес-план по увеличению объёма производства «Электроагрегата» до 3 млрд рублей в год, предусматривающий инвестиции в восстановление производства генераторных установок на 820 млн рублей. Бизнесмен считает, что продукция завода будет очень востребована при восстановлении в ДНР и ЛНР, а также при реализации госпрограммы развития Арктики. На первом этапе объёмы производства планируется увеличить с 670 млн до 1,5 млрд рублей в год, на втором (после ввода новых мощностей) с 1,5 до 3 млрд в год. Планы масштабные, но их воплощение зависит от урегулирования конфликта вокруг предприятия.

Другие новости