Суд наказал устранить незаконные ограничения в лесных парках

Общественники и прокуратура добились в суде отмены наиболее противоречивых поправок к областному закону об особо охраняемых природных территориях. У бизнеса и жителей предполагаемой Заельцовской ООПТ появилась основа для исков о компенсации убытков.

28 апреля Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в Кемерово частично удовлетворил жалобу общественной организации «Сибирское экологическое содружество» на решения нижестоящих инстанций о признании незаконными поправок в закон Новосибирской области об ООПТ, принятых в феврале 2021 года. Участником процесса стала Генеральная прокуратура РФ, поддержавшая общественников. Истцы требовали отменить закон о поправках в полном объёме. Суд признал незаконными лишь часть изменений, но их можно назвать принципиально важными для тех, кто живёт и ведёт бизнес на территории ООПТ. Точнее, будущей ООПТ — это существенный нюанс.

Противоречие федеральному законодательству суд увидел в норме закона, ограничившей права граждан и юридических лиц на получение участков в собственность, а также на получение разрешений, на строительство и реконструкцию на территории предполагаемой, но ещё не сформированной ООПТ. Областные власти в 2021 году поспешили вести разнообразные запреты на деятельность в границах предполагаемого Заельцовского лесного парка до того, как территория парка была сформирована. Вот уже больше года прошло с тех пор: утверждённых границ как не было, так и нет, перспективы их определения по-прежнему неясны, а запреты при этом действуют. Точнее, действовали до решения суда.

Напомним, что в конце 2020 года в заксобрании озаботились рисками массированной многоэтажной застройки Заельцовского бора. Позиция областных депутатов сподвигла мэра Анатолия Локтя отозвать проект нового Генплана из горсовета. В феврале 2021 года областные депутаты приняли поправки в закон об ООПТ, вводящие понятия «природный парк» и «лесной парк» — новые охраняемые территории со строгими ограничительными мерами по многим видам деятельности.

Наиболее спорным моментом стал фактический запрет на любую хозяйственную деятельность в предполагаемых границах будущих парков — как минимум, до тех пор, пока они не будут сформированы. Министерство природных ресурсов очертило некие предварительные границы Заельцовского бора, наложило запреты, а затем запустило собственно юридическую процедуру выявления легитимных границ.

Изначально Минприроды очертило границы Заельцовской ООПТ площадью 9000 га. Летом 2021 года площадь предполагаемого Заельцовского лесного парка уменьшилась почти вдвое, до 5000 га. Чиновники исключили кладбища, зоопарк с дендропарком, некоторые жилые комплексы, фрагменты частного сектора вдоль улицы Жуковского и ряд участков, на которых велась строительная и иная хозяйственная деятельность. Непонятно, на основании чего участки сначала были включены в ООПТ, а затем исключены, а другие — похожие — остались в границах территории. Чиновники решали, какие участки добавить в охраняемую территорию, а какие убрать, по непрозрачным основаниям.

Тем временем, жителям предполагаемой ООПТ ограничения пришлись не по вкусу. Общественники из СЭС прошлым летом собрали 1000 подписей за отмену поправок к областному закону об ООПТ. А предприниматели пожаловались на ущемление прав Генеральному прокурору РФ Игорю Краснову в ходе его майского визита в Новосибирск.

В августе 2021 года суд в первой инстанции частично удовлетворил иск СЭС, сняв ограничения на строительство, разрешённое до вступления поправок в силу. Истцы обратились в следующую инстанцию с прежним требованием — отменить поправки в полном объёме. Их поддержала прокуратура Новосибирской области, указавшая суду на федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», который не даёт региональным властям возможности вводить ограничения на территориях до того, как будет принято решение создать в их границах ООПТ. Апелляционная инстанция оставила в силе решение Новосибирского областного суда. В кассации позицию СЭС поддержала уже Генпрокуратура.

Истцы, как уже было сказано выше, добивались полной отмены поправок, указывая, что «лесные парки» не предусмотрены федеральным законодательством, и нечёткость определений новоявленной ООПТ является коррупциогенным фактором. Также оспаривалось право правительства региона единолично решать все вопросы по созданию охраняемых территорий. Возможно, поправки ещё будут отменены полностью: рассмотрение вопроса продолжится в Верховном суде РФ. Во всяком случае, о намерении судиться до последней инстанции в комментарии «Прецеденту» заявил спикер заксобрания Андрей Шимкив. Соответственно, на своих требованиях в полном объёме в ВС будут настаивать Генпрокуратура и СЭС.

Тем временем, у физических и юридических лиц, пострадавших в 2021-2022 годах от незаконных ограничений в связи с созданием Заельцовской ООПТ, есть шанс отсудить убытки. По сведениям ЦДЖ, некоторые предприниматели уже подготовили иски, но не подавали, ожидая, что решит кассация. Теперь появилась, по крайней мере, промежуточная ясность. Вполне вероятно, что она продлится долго, поскольку процессу определения границ лесного парка — ни конца, ни края.

По контракту с Минприроды компания «Геосити» должна была очертить границы охраняемой территории к декабрю 2021 года. Министерство осталось недовольно работой, подрядчик не согласился с претензиями. Стороны пошли в суд. Летом спор будет рассматривать вторая инстанция, процесс может продлиться ещё долго, а до его завершения работы по определению границ не продвинутся. Про необходимость согласовывать функциональные зоны ООПТ с общественностью как будто и вовсе забыли. Работа по формированию территории может уйти в 2023 год.

Важную роль играет и позиция прокуратуры, добивающейся приведения регионального законодательства в соответствие федеральной процедуре. При этом ни одна из сторон спора вокруг закона об ООПТ не ставит под сомнение необходимость формировать и защищать природные территории. Но пока областная власть не устранит несоответствия федеральному закону, обсуждение вопроса продолжится в скандальном ключе.

Другие новости