Кровь износа

Свежие претензии прокуратуры к мэрии Новосибирска могут поспособствовать своевременной покупке новой техники для уборки улиц. Системных решений, соответствующих масштабу проблемы, до сих пор нет, а к зиме уже надо готовиться.

На майских праздниках прокуратура вместе с ГИБДД провела масштабные проверки новосибирских дорог и муниципальных ДЭУ, которые эти дороги обслуживают. Насчёт состояния улиц сюрпризов нет: нарушения государственного стандарта выявлены на 155 участках, и насколько великой не была бы цифра, она не удивила бы никого. Но данные по износу техники в ДЭУ впечатлили даже видавших виды депутатов. Скорее всего, вопрос будут обсуждать на ближайшей сессии городского Совета 25 мая.

Прокуроры установили, что на балансе ДЭУ стоят сотни единиц абсолютно — на 100% — изношенной техники. Часть техники с высокой степенью износа продолжают использовать на улицах (правильней сказать — пытаются использовать). В любом случае, содержание на балансе негодной техники не решает даже бюрократических проблем. Проверки выявили массовую нехватку машин. Некоторые ДЭУ укомплектованы менее чем на 50% от нормативной потребности.

По итогам проверок подготовлены иски, понуждающие департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса решить проблемы ДЭУ с техникой. Главам районов досталось за некачественное дорожное полотно. Мэру Анатолию Локтю внесено представление об устранении нарушений. Можно было бы предположить, что для муниципальных чиновников выявленные проблемы стали неожиданностью. Но анализ апрельских совещаний показывает, что мэрия уже пыталась частично заполнить технический пробел. Так, на печально известном закрытостью от прессы совещании по борьбе с пылью, глава департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Константин Васильев сообщил, что в 2021 году парк городской техники вырос на 22 единицы, в 2022-м планировали купить 14, но законтрактовали лишь 10, а физически, по состоянию на конец апреля, получили лишь одну.

Сложности с поставками техники Васильев объяснил общей ситуацией — проблемы с импортом, с логистикой, с чем угодно. Двумя неделями ранее тот же чиновник говорил, что обновление техники должно идти «не по десять единиц в год», а более масштабными темпами. «То же самое касается денежных средств выделяемых. Без этого мы никуда не денемся», — говорил Васильев депутатам горсовета. Но для решения проблемы таким путём нужно было бы, чтоб руководство мэрии обращало те же тезисы к областным властям — к правительству и депутатам Законодательного собрания.

Без прямой поддержки бюджета области проблему износа городской техники не решить. Более того, не решить её и одними лишь деньгами. Как уже показал опыт, о котором говорил Васильев, в нынешних условиях муниципальные закупки стали гораздо менее предсказуемыми. На обеспечение поставок нужно закладывать больше времени. Если есть стремление обновить парк техники к следующей зиме, сейчас уже нужно спешить. В этом плане стимул от прокуратуры можно считать своевременным.

Жаль, что прокуроры не указали чиновникам, откуда взять деньги на решение выявленных проблем. Бросаться в ноги областным властям руководство мэрии не спешит. Есть альтернативный путь, как обеспечить нормальное содержание улиц без массированного закупа техники муниципалитетом — передать функцию на аутсорс частному бизнесу. О целесообразности такого решения регулярно говорят депутаты заксобрания, но мэрия до сих пор предпочитает полагаться на собственные ДЭУ. Хотя, учитывая масштаб установленного износа техники, полагаться там особо не на что.

Другие новости