Исправление генплана — не повод для дискуссий

Горсовет Новосибирска может исполнить вердикт о признании незаконным зонирования 5 участков в генплане без бурных, но бессмысленных дискуссий. Так политики избегут эскалации скандальности вокруг нарушений при принятии документа.

На этой неделе городские депутаты получили приглашение председателя комиссии по градостроительству Сергея Трубникова принять участие в заседании 18 мая, на котором планировалось дополнительно рассмотреть вопрос о признании утратившими силу отдельных решений горсовета о генплане. Известно, что в мае планировалась корректировка генплана в соответствии с вердиктом, вступившим в силу по итогам судебного спора вокруг зонирования некоторых участков. Суд вынес решение, основываясь на факте нарушения при процедуре принятия генплана, а это означает, что под сомнение могут быть поставлены хоть любые фрагменты документа, основополагающего для городского развития, хоть весь он целиком.

В повестке градостроительной комиссии были и другие вопросы, но внимание депутатов в приглашении было сфокусировано только на одном, будто специально подчёркивая его значимость. При этом анонсированный вопрос не был рассмотрен: его сняли с обсуждения. В любом случае, от мнений и голосования членов комиссии в данном случае ничего не зависит: вступившее в силу решение суда нужно исполнять. Отказ от политизации дискуссии выглядит мудро, с учётом текущего результата судебного спора вокруг областного закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Напомним, что в прошлом ноябре Новосибирский областной суд вынес решение, в котором установил нарушение процедуры принятия генплана, утверждённого горсоветом в марте 2021 года. Юристы горсовета обжаловали вердикт в 5-м апелляционном суде общей юрисдикции. Апелляционную жалобу рассмотрели 18 февраля. Итог: решение первой инстанции в полном объёме признано законным.

Истцом выступило ООО «Союз», связанное с застройщиком ЖК «Флора и фауна» — компанией «Сибирские жилые кварталы». Суть иска в том, что 4 участка, принадлежащих компании, и ещё 1, взятый ей в аренду, в новом Генплане были отнесены к зоне рекреационного назначения, ограничивающей возможность застройки. Договор аренды был заключён в 2018-м, право собственности на участки оформлялось в 2018-2021 годах. На момент заключения договоров назначение участков позволяло вести жилую застройку. В подтверждение этого застройщик предоставил согласованные депутатами горсовета и подписанные мэром правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Утверждённый мэром проект планировки предусматривал здесь строительство среднеэтажного жилья, детсада и школы на 330 мест.

В иске указано, что участки были застроены ещё в советские времена: памятью о том остаются руины зданий санатория. Однако зонирование упомянутых участков в новом генплане сделало невозможным реализацию легитимных планов застройщика.

Городские власти больше года готовились обновить документ, постепенно преодолевая отказы в согласовании со стороны областных и федеральных структур. В начале ноября 2020 года мэр Анатолий Локоть внёс проект генплана в горсовет. Депутаты собирались рассмотреть его на декабрьской сессии. После критики со стороны Законодательного собрания в начале декабря мэр отозвал документ для доработки. В итоге приняли генплан лишь в марте — после того, как заксобрание приняло спорные правки в закон об ООПТ, нарушившие планы многих предпринимателей и вызвавшие протесты жителей поселений в Заельцовском бору.

Истец указал, что проект генплана, принятый горсоветом, не проходил публичные слушания, чего требует Градостроительный кодекс. Это существенное нарушение процедуры. Ещё одним нарушением стали взаимоисключающие решения мэра, направившего документ в горсовет для утверждения и тут же отозвавшего его для отправки на доработку. Юристы «Союза» указали на нормы Градостроительного кодекса, не позволяющие относить к рекреационным зонам участки, находящиеся в частной собственности, в уже сложившемся землепользовании, с элементами застройки (суд убедился, что на 2 из 5 участков, приписанных новым генпланом к «рекреации», к тому времени уже были построены многоквартирные дома). Мэрия эти положения проигнорировала.

Разбираясь в истории вопроса, суд установил, что участки истца были отнесены в рекреационную зону по итогам доработки генплана, состоявшейся в начале 2021 года и обусловленной позицией заксобрания по сохранению зелёных зон. Наскоро ограничив территорию будущей ООПТ «Заельцовской» береговой линией Оби, границей города, Лесным шоссе, границей городских лесов и Дачным шоссе, власти зонировали её полностью как «рекреацию». С тем и приняли обновлённый генплан, не разбирая, что да как реально обстоит на этой огромной и давно освоенной людьми территории.

Суд установил, что в проекте измененного генплана, прошедшего публичные слушания, все участки истца были зонированы как жилая и общественно-деловая зоны. И именно этот проект Локоть направил в горсовет в ноябре 2020-го, а в декабре отозвал. Суд согласился с истцом, что это взаимоисключающие решения, недопустимые нормами Градостроительного кодекса. Также суд зафиксировал в решении, что обращение заксобрания не являлось для мэра основанием менять внесённый в горсовет проект Генплана.

У областного закона тоже тернистый путь. 28 апреля 8-й кассационный суд общей юрисдикции частично удовлетворил жалобу общественной организации «Сибирское экологическое содружество» на решения нижестоящих инстанций о признании незаконными поправок в областной закон об ООПТ, принятых в феврале 2021 года. Участником процесса стала Генеральная прокуратура РФ, поддержавшая общественников. Истцы требовали отменить закон о поправках в полном объёме. Суд признал незаконными лишь часть изменений, но их можно назвать принципиально важными для тех, кто живёт и ведёт бизнес на территории ООПТ.

Противоречие федеральному законодательству суд увидел в норме закона, ограничившей права граждан и юридических лиц на получение участков в собственность, а также на получение разрешений, на строительство и реконструкцию на территории предполагаемой, но ещё не сформированной ООПТ. Областные власти поспешили ввести разнообразные запреты на деятельность в границах предполагаемого Заельцовского лесного парка до того, как территория парка была сформирована. Вот уже больше года прошло с тех пор: утверждённых границ как не было, так и нет, перспективы их определения по-прежнему неясны, а запреты при этом действуют. Точнее, действовали до решения суда.

Поспешные действия по защите лесов от реальных и мнимых угроз привели к необходимости проводить работу над ошибками. Чем скорей и точней она пройдёт — тем меньше будет поводов возвращаться к обсуждению скандальных моментов, на которые указали суды и прокуратура.

Другие новости