Бюджет-2023 грозит возвратом дефицитных времён

В правительстве ждут, что задел региональной экономики в 2021-2022 годах позволит найти средства на необходимые задачи 2023-го. На бюджетных слушаниях в заксобрании депутаты предложили министрам сконцентрироваться на приоритетных наказах избирателей.

8 ноября в стенах Законодательного собрания Новосибирской области прошло публичное обсуждение связанных документов — плана социально-экономического развития региона и проекта бюджета на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов. Трёхлетнее планирование позволяет рамочно представить ожидания экономической реальности на перспективу. Это важно не только для чиновников и депутатов, сводящих доходы и расходы для гарантированного исполнения обязательств, но и для регионального бизнеса, взаимодействующего с властью по бюджетным контрактам. А также для областных муниципалитетов, нуждающихся в понимании предполагаемых объёмов поддержки от региона. Поэтому на бюджетных слушаниях людно, без предварительной записи в большой зал заксобрания не попасть.

По 6 из 11 показателей уровня социально-экономического развития Новосибирская область в 2020-2021 годах превысила среднероссийские цифры. Основываясь на данных за январь-сентябрь, можно предполагать, что в 2022 году отрыв региона от средних по стране позиций усилится. Прогнозно по итогам года объём валового регионального продукта достигнет 18 трлн рублей. Из доклада министра экономического развития Льва Решетникова следует, что в 2021-2022 годах область стремительно восстанавливалась после пандемийного провала 2020 года. И лишь отчасти цифры, показывающие рост в отраслях, можно объяснить эффектом низкой базы: восстановление в ряде ключевых сфер быстро перешло в развитие. Не всегда, конечно, однородное (в разных районах области социально-экономическая ситуация отличается существенно, о чём министру в очередной раз напомнили депутаты). Тем не менее, есть тренд, который Минэкономразвития надеется сохранить в 2023-2025 годах. На ближайшую трёхлетку министерство закладывает по большинству показателей рост выше среднероссийского.

Для обеспечения реалистичности плана, по мнению Решетникова, необходимо всеми силами привлекать инвестиции. Депутаты предложили министру обратить пристальное внимание на поддержку спроса. Яков Новосёлов поставил вопрос о региональных доплатах некоторым категориям служащих. Первый вице-спикер ЗС Андрей Панфёров спросил про ещё один двигатель социально-экономического развития — программу газификации. Министр ЖКХ Денис Архипов сообщил, что после подписания масштабной инвестпрограммы с «Газпромом» на ПМЭФ-22 идёт выбор земельных участков для строительства инфраструктуры.

Депутата Вадима Агеенко обеспокоило, что реальный доход жителей Новосибирской области ниже, чем в среднем по России, а индекс роста потребительских цен, напротив, выше. Решетников считает, что инфляцию в регионе частично компенсирует рост экономики, которого в большинстве регионов не предвидится. По мнению депутата Владимира Анисимова, инфляция показывает снижение потребительских возможностей — как же обеспечить их рост? Министр назвал ключевым рецептом рост зарплат. Правительство региона выполняет федеральные индикативы в части регулярного повышения зарплат бюджетникам. Решетников считает, что зарплаты неизбежно должны расти и в частном секторе.

В докладе о проекте бюджета-2023 и плановом периоде 2024-2025 вице-премьер и министр финансов Виталий Голубенко показал участникам слушаний картину на сегодня. Скорее всего, некоторые параметры изменятся уже к третьему чтению закона о бюджете на следующий год в декабре. Прежде всего, это относится к ожидаемым поступлениям из федерального бюджета. Сейчас они подтверждены на 2023 год в меньшем объёме, чем на год нынешний, но, по словам Голубенко, после второго чтения федерального бюджета в Государственной думе будут новые перераспределения по регионам.

Участникам слушаний была представлена перспектива по собственным доходам региона. Как и Решетников, Голубенко ожидает рост, но уже не такой, как в последние годы. Из доклада главы минфина следует, что перевыполнение планов по доходам в 21-22 годах создало возможность запланировать предельного размера заёмный дефицит на 23 год в объёме 33,7 млрд рублей. При этом в структуре дефицита — 6,5 млрд на инфраструктурные проекты. Доходы бюджета видятся Минфину в размере 243,9 млрд рублей, расходы — 277,6 млрд. Приоритетные направления расходной политики такие же, как и прежде: в первую очередь, социальные обязательства с учётом индексации зарплат бюджетникам, нацпроекты с софинансированием из федерального бюджета, продолжение строительства начатых объектов, необходимая модернизация государственных отраслей.

Голубенко представил проект бюджета широкими мазками. Депутатов интересовала конкретика. Дмитрий Козловский поинтересовался возможностью защитить в бюджете средства на отсыпку тротуаров в частном секторе Новосибирска в трёхлетней перспективе, чтобы сориентировать подрядчиков. Депутат горсовета Светлана Каверзина отметила снижение расходов, направленных на поддержку транспортной отрасли Новосибирска. Она посетовала, что город без поддержки региона не справится с задачей модернизации подвижного состава метро, но из комментария Голубенко стало ясно, что это и для региона непосильная задача: развитие метрополитена возможно лишь за счёт федерального ресурса.

Яков Новосёлов заострил внимание на поддержке местных производителей госзаказами — в том числе, в сфере поставок продуктов для социальных учреждений. Его однофамилец Виталий Новосёлов предложил сфокусироваться на развитии не одного лишь Новосибирска и агломерации, но и других территорий области (это поддержали и другие депутаты от сельских районов). Вадим Агеенко и Александр Барсуков указали на повторное, как и в прошлом году, не освоение более 2 млрд рублей по Дорожному фонду. Из объяснений министров следует, что речь о внеплановых доходах от акцизов: средства перейдут в бюджет следующего года.

Обсуждение на слушаниях показало, что в этом году правительство отошло от привычной процедуры планирования наказов. На это обратили внимание депутаты Елена Тырина и Валерий Ильенко. Раньше при формировании бюджета приоритетность наказов расставляли в ходе встреч на площадках министерств с участием депутатов и глав районов. Нынче чиновники решили обойтись без таких встреч, но Панфёров поддержал коллег, обратившись к правительству с просьбой восстановить былую практику между первым и вторым чтениями законопроекта о бюджете. По словам председателя комитета по бюджету Фёдора Николаева, базовым приоритетом станет сбалансированное финансирование направлений, ответственность за которые несут областные власти: перекосов в пользу города или деревни не будет. Слушания показали, что депутаты настроены на максимально подробную работу с бюджетом, поэтому основные споры впереди — как раз в периоде между чтениями, когда будет проясняться судьба наказов.

Другие новости