Из дебрей лесных парков не выйти без внесудебного решения

Решение суда, обязующее скорректировать областной закон об ООПТ, вступило в силу, но судебный процесс продолжится. Точку в истории мог бы поставить внесудебный компромисс. Вопрос в том, когда власти будут к нему готовы.

14 января Пятый апелляционный суд рассмотрел жалобу на решение первой инстанции, согласно которому резонансный закон следовало частично подкорректировать. Прокуратура Новосибирской области сделала апелляционное представление, требующее более радикальной корректировки — отмены всех поправок, внесённых в областной закон об особо охраняемых природных территориях в феврале 2021 года — именно тогда Законодательное собрание взялось править действующее законодательство ради заботы о сохранении лесов. Развитие событий привело к поражению в правах жителей территорий, отнесённых к особо охраняемым, а также предпринимателей, ведущих там хозяйственную деятельность. Потребовавшая вмешательства прокуратуры ситуация затягивается и может спровоцировать правоохранителей на более активные действия.

Забота о пригородных лесах охватила новосибирские органы власти в конце 2020 года. Прозвучавшие в заксобрании тревоги о рисках массированной многоэтажной застройки Заельцовского бора сподвигли мэра Анатолия Локтя отозвать проект нового Генплана из горсовета. В феврале 2021 года областные депутаты приняли поправки в закон об ООПТ, вводящие понятия «природный парк» и «лесной парк» — новые охраняемые территории со строгими ограничительными мерами по многим видам деятельности. Наиболее спорным моментом стал фактический запрет на любую хозяйственную деятельность в предполагаемых границах будущих парков — как минимум, до тех пор, пока они не будут сформированы.

Этот парадокс сложно объяснить логически. Как можно запретить что-то или разрешить на территории, границы которой не определены? Министерство природных ресурсов нашло следующее решение — очертило некие предварительные границы Заельцовского бора, наложило запреты, а затем запустило собственно юридическую процедуру выявления легитимных границ. Процессу не видно конца и края. В феврале будет год с принятия поправок в закон, а новая Заельцовская ООПТ так и не создана. Так же обстоят дела с Караканским природным парком, созданием которого областные власти занялись ещё два года назад.

Изначально Минприроды очертило границы Заельцовской ООПТ площадью 9000 га. Летом площадь предполагаемого Заельцовского лесного парка уменьшилась почти вдвое, до 5000 га. Чиновники исключили кладбища, зоопарк с дендропарком, некоторые жилые комплексы, фрагменты частного сектора вдоль улицы Жуковского и ряд участков, на которых велась строительная и иная хозяйственная деятельность. Непонятно, на основании чего участки сначала были включены в ООПТ, а затем исключены, а другие — похожие — остались в границах территории. Чиновники решали, какие участки добавить в охраняемую территорию, а какие убрать, по непрозрачным основаниям. В декабре источник ЦДЖ утверждал, что обсуждается уже третий вариант охраняемой территории, и в нём, скорее всего, по неизвестным причинам не досчитаются ещё каких-то участков.

Действия властей вызвали протесты жителей территории. Общественники летом 2021 года собрали 1000 подписей за отмену поправок к областному закону об ООПТ. Предприниматели пожаловались на ущемление прав Генеральному прокурору РФ Игорю Краснову в ходе его майского визита в Новосибирск. Общественная организация по охране окружающей среды «Сибирское экологическое содружество» обратилась в суд с иском об отмене поправок.

В конце августа суд в первой инстанции частично удовлетворил иск, сняв ограничения на строительство, разрешённое до вступления поправок в силу. Истцы обратились в следующую инстанцию с требованием отменить поправки в полном объёме. Их поддержала прокуратура Новосибирской области, указавшая суду на федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», который не даёт региональным властям возможности вводить ограничения на территориях до того, как будет принято решение создать в их границах ООПТ. В апелляционном представлении облпрокуратуры сказано, что границы ООПТ областными правовыми актами не зафиксированы, а значит, не представляется возможным определить территорию, на которой, как предполагается, будут действовать ограничения. Прокуратура усмотрела в поправках коррупциогенный фактор и взялась добиваться их отмены.

Теперь решение вступило в силу, и заксобрание должно будет частично изменить принятый закон. Председатель ЗС Андрей Шимкив на декабрьской пресс-конференции говорил, что если суд решит менять закон, депутаты изменят — и примут новый, такой же, чтобы защитить леса от многоэтажек. Прокуратура и общественники, скорее всего, обжалуют вердикт в кассационной инстанции. Стороны обречены продолжать спор из-за действий чиновников и их подрядчиков, превративших заботу о лесном фонде в противостояние с жителями и предпринимательским сообществом. Процесс оформления границ Заельцовской ООПТ дополнительно затянулся из-за конфликта Минприроды и компании «Геофонд». отобранной для определения контуров территории. Параллельно идёт судебный процесс, ставящий под сомнение легитимность Генплана Новосибирска в части зонирования участков в Заельцовском бору: первую инстанцию муниципалитет уже проиграл.

Импульс к изменению ситуации может дать назначение нового министра природных ресурсов (Андрей Даниленко в конце года ушёл в отпуск с последующим увольнением). Заданный министерством формат предполагает дальнейшую конфронтацию и рост недовольства. Предприниматели терпят убытки из-за ограничений, которые носят то ли временный, то ли постоянный характер, и, вполне вероятно, в будущем будут признаны незаконными. По данным ЦДЖ, предприниматели готовят иски для взыскания убытков с властей. Уже откликнувшаяся на жалобы прокуратура может занять более активную позицию, а «коррупциогенные факторы» привлекут внимание других силовых структур. Альтернативой мог бы стать путь вовлечения жителей и предприятий, работающих в границах предполагаемых охраняемых территорий, в проработку и реализацию охранных мероприятий, не противоречащих здравому смыслу и федеральному законодательству. Скорее всего, на определённом этапе чиновники сочтут этот путь неизбежным, но, сколько для этого ещё должна тянуться нынешняя неразбериха — непонятно.

Другие новости