Цифровизация манит монетизацией

Областное правительство лишилось долгожителя: Анатолий Дюбанов уезжает в Москву. Опыт чиновника востребован на федеральном уровне. Впрочем, интересанты пошли бы на многое ради поста главы минцифры, ворочающего гигантскими бюджетами.

Дюбанов пришёл в правительство в 2010 году на пост руководителя департамента информатизации и телекоммуникационных технологий. Он успел поработать при четырёх новосибирских губернаторах. Как раз это десятилетие выдалось весьма активным в части внедрения новых информационных технологий. И даже пандемия процесс не то, что не притормозила — ускорила. В 2019 году департамент был преобразован в министерство цифрового развития и связи, Дюбанов получил портфель министра в 47 лет. «Это не просто смена названия и номинальное повышение статуса органа власти. Это завершение выстраивания структуры управления органов власти региона в строгой логике: департаменты отвечают за функции, министерства — за развитие отраслей экономики. Решение подтверждает важность задачи цифровой трансформации как национального приоритета для нашего интеллектуального региона», — комментировал губернатор Андрей Травников.

Уже тогда, в 2019-м, Дюбанов был примечен в Москве — его назначили главой подгруппы «Развитие инфраструктуры широкополосного доступа» рабочей группы по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика» Государственного совета РФ. Постепенно позиции новосибирского министра крепли на федеральном уровне. Нынешней весной Дюбанов стал наставником трека «Информационные технологии» в конкурсе «Лидеры России».

На региональном уровне минцифры могло похвастаться стабильно крупными бюджетами и довольно узким кругом подрядчиков. Это очень удобно, учитывая печальную статистику случаев, когда залётные игроки выигрывают государственные тендеры, демпингуя, а впоследствии оказываются неспособными выполнить обязательства. В то же время вокруг ведомства Дюбанова хватало фантазёров, мечтавших поучаствовать в освоении финансовых потоков министерства. С некоторой регулярностью вокруг министра пытались раздувать скандалы. До 2021 года единственной резонансной историей стала интрига вокруг коттеджа семьи Дюбановых, которого не оказалось в декларации чиновника.

В 2021 году для министра зазвучали более внятные сигналы тревоги. С разницей всего в месяц новосибирское управление Федеральной антимонопольной службы выявило два картеля в минцифре. Выявленные сговоры поставщиков были связаны с компаниями ООО «Оптиком» и «ПСК Оптиком» Владислава Субочева. В первом случае ФАС установила, что в июле 2020-го по заказу министерства был объявлен конкурс на право заключения контракта по оснащению 233 школ Новосибирской области информационно-телекоммуникационной инфраструктурой со стартовой ценой 398 млн рублей. В аукционе участвовали семь компаний, включая «Оптиком» и «ПСК Оптиком». Последняя победила с заявкой на 394,7 млн рублей. Тем временем сотрудники ФСБ проверяли электронную почту сотрудников Минцифры и компаний, входящих в группу «Оптиком». Найденные цепочки писем дали основания считать, что представители компаний Субочева участвовали в формировании конкурсной документации и закупочных цен. Их привлекали для предварительной рекогносцировки на объектах, подлежащих оснащению в рамках контракта. А кое-какие работы даже стартовали, не дожидаясь аукциона.

В марте Минцифры не согласилось с выводом о картельном сговоре. Ведомство Дюбанова решило обжаловать выводы ФАС в суде. Антимонопольное ведомство тут же сообщило, что «Оптиком» и «ПСК Оптиком», а также ООО «Универсальный сервис» признаны виновными в заключении и реализации соглашения, ущемляющего конкуренцию. По согласованию между собой они отказались от конкуренции на электронных торгах по техобслуживанию и ремонту государственной инфокоммуникационной сети передачи данных Новосибирской области. Сумма исследованных аукционов превысила 100 млн рублей, а доход участников за счёт изученных госконтрактов превысил 91 млн. Помимо привлечения участников картеля к административной ответственности, ФАС передал материалы в ГУ МВД по Новосибирской области для принятия решения о возбуждении уголовного дела по статье 178 УК за ограничение конкуренции.

Так совпало, что компании Субочева являются крупными поставщиками ГУ МВД, а Дюбанов работал в полицейском главке начальником управления связи, спецтехники и автоматизации. Оперативная разработка «Оптикома» со стороны ФСБ подсказывает, что у истории могут быть далеко ведущие последствия. Подходящий момент воспользоваться шансом на повышение.

2 августа в начале аппаратного совещания Травников сообщил коллегам об отъезде Дюбанова. «Его пригласили в федеральные органы исполнительной власти в Москву. От всех нас хочу поблагодарить за работу, в результате которой регион в числе лидеров в плане цифровой трансформации», — заявил губернатор. Исполнять обязанности министра пока будет его заместитель Павел Жучков. Кому достанется кресло — интрига на миллиарды. Возможно, именно в этом глубинный смысл затеи с переводом Дюбанова на федеральный уровень. Иначе его никак не получалось выковырнуть из министерства. Впрочем, бывают такие интриги, когда «жертва» остаётся в выигрыше. 9 лет назад Леонид Горнин, первый вице-губернатор и первый вице-премьер облправительсва в одном лице, уехал в Москву работать заместителем министра финансов РФ. Это было повышение. В то же время, источники ЦДЖ утверждали, что Горнина забрали в столицу вследствие красивой интриги, дабы избавиться от него на уровне области. Больше в новосибирской истории никто не совмещал полномочия первого вице-губернатора и первого вице-премьера.

Другие новости