Пингасов ввязался в судьбоносный спор с Минстроем РФ

В числе написавших жалобное письмо президенту инфраструктурных строителей оказался хозяин «Новосибирскавтодора» Дмитрий Пингасов. В Минстрое РФ ситуацию в отрасли считают нормальной, а рентабельность достаточной.

Непубличное обращение глав крупных строительных компаний к Владимиру Путину было направлено ещё в июне. В середине июля о нём сообщили московские телеграмм-каналы, следом тему взялись раскручивать СМИ. Официальных комментариев к документу до сих пор не было ни у одной из сторон. На этой неделе министерство строительства своим ответом признало факт обсуждения проблем, поднятых генералами инфраструктурного строительства.

«К Вам обращаются представители трудовых коллективов, принимавших участие во всех ключевых инфраструктурных стройках периода 30-летней истории независимой России. На сегодня Вами поставлена цель экономического прорыва Государства, определённая комплексом Национальных проектов, прежде всего, в области развития инфраструктуры, предусматривающего кардинальное изменение темпов строительства», — так начинается обращение к Путину. Именно нехватка инфраструктуры сдерживает развитие экономики.

«К сожалению, ситуация в инфраструктурном строительстве, реализуемом в основном за счёт средств Государственного бюджета не соответствует таким задачам», — констатируют авторы письма. С 2015 года отрасль фиксирует убытки, составившие, по данным Росстата, суммарно 137 млрд рублей. По сравнению с 2015 годом ликвидировано 54% предприятий отрасли. Объём совокупного долга в 4 раза превысил сумму чистых активов. Численность занятых в строительстве за 6 лет сократилась на 400 тысяч человек.

Причина проблем в «презумпции виновности» подрядчика в действующей системе оценки и приемки работ по госконтрактам. Также система ценообразования ресурсов в бюджетном строительстве не базируется на рыночных реалиях, не учитываются издержки на банковские гарантии и проценты на промежуточное финансирование. В структуре цены отсутствует понятие предпринимательского дохода.

Конкретных предложений в письме нет. «Сложившаяся ситуация характеризует состояние отрасли инфраструктурного строительства как кризисное, что создаёт неприемлемые риски как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны. Разрешение сложившихся проблем невозможно без Вашего дополнительного внимания», — резюмируют авторы обращения к президенту.

В московских СМИ сообщили, что письмо подписали руководители 8 компаний, занимающихся крупнейшими инфраструктурными проектами. В том числе, речь про организации, входящие в империи Аркадия Ротенберга и Геннадия Тимченко. По-видимому, коллеги работали с копией документа без последней страницы: в полной версии письма, имеющейся в распоряжении ЦДЖ, подписантов 19. Среди них представитель регионального бизнеса — председатель совета директоров АО «Новосибирскавтодор» Дмитрий Пингасов.

В Новосибирской области «Новосибирскавтодор» остался единственным крупным предприятием в сфере транспортного строительства. Логично, что компания выигрывает крупные контракты один за другим. Недавние конкуренты, в своё время ворочавшие крупными подрядами, один за другим ушли в небытие. Пингасов лучше многих других понимает, что крупный портфель госзаказов и большой оборот в сегодняшних условиях никак не обеспечивают устойчивость бизнеса. Наоборот — здесь риск на риске.

Судя по разошедшимся по СМИ копиям, Путин переадресовал письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с визой «Рассмотреть и доложить». На 20 июля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что ему ничего не известно о письме руководителей строительных компаний главе государства. Но бюрократический механизм, тем временем, уже вовсю отрабатывал вопрос. Председатель правительства ещё 28 июня поручил совместно строительному вице-премьеру Марату Хуснуллину и министру финансов Антону Силуанову доложить ситуацию. Минфин запросил позиции Минстроя, Минтранса и Минэкономразвития. На этой неделе стала известна точка зрения Минстроя — опять же через утечку в СМИ. Позицию ведомства первый замминистра Александр Ломакин направил в правительственные структуры ещё 14 июля.

С жалобами строителей в Минстрое не согласились: по расчётам ведомства, у большинства дорожно-строительных организаций за период с 2015 по 2020 год наблюдался рост чистой прибыли на 19–125%. Обозначенные в письме проблемы строителей «могут быть решены в рамках действующих инструментов государственной системы ценообразования и сметного нормирования» (цитата по РБК).

В Минстрое утверждают, что уже приняты новые методики ценообразования, позволяющие учитывать в смете затраты на предоставление обязательной банковской гарантии, на страхование объекта строительства, на компенсацию подрядным организациям затрат на оплату процентов за пользование кредитами и прочие расходы. Во втором квартале 2022 года отрасль ждёт революционных изменений: запланирован переход на ресурсную модель определения сметной стоимости на основе текущих цен строительных ресурсов. Сейчас система ценообразования основана на базисно-индексном методе, когда стоимость работ и материалов определяется на основании сборников базовых цен, составленных в ценах 2000 года, и пересчитывается с помощью коэффициентов, учитывающих среднюю инфляцию.

Интересно, что министерство опосредованно признало проблему с контролирующими органами, не учитывающими при проведении проверок особенности формирования цены и приемки выполненных работ по госконтрактам, что зачастую приводит к привлечению заказчиков к административной и уголовной ответственности. Но это не основание для изменений в регулировании отрасли, по мнению Ломакина. Судя по документу, Минстрой не поддержал демарш крупного бизнеса, обратившегося с отраслевыми проблемами напрямую к Путину. Остаётся подождать позиций других министерств, вовлечённых в процесс: на их основе премьер-министр представит выводы на суд президенту.

Другие новости