О малых котельных замолвили слово

Основания для ликвидации котельных в Новосибирске могут стать предметом спора политиков и поводом для проверки правоохранительных органов, хотя юридическая подоплёка известна заранее, а пострадавших не видно.

Не будем спешить с прогнозами: если есть повод для тревоги в вопросах теплоснабжения, «группа поддержки» может сформироваться в сжатые сроки. Особенно в предвыборный период. Депутат городского Совета Наталья Пинус объявила о намерении обратиться в Следственный комитет РФ и ФСБ насчёт действий мэрии и «Сибирской генерирующей компании» по переключению потребителей на центральное теплоснабжение вместо локальных газовых котельных. В том числе, речь идёт о выводе из эксплуатации котельных вполне современных, с последующим демонтажом оборудования и его продажей. Часть закрывающихся котельных принадлежит частным компаниям, остальные — МУП «Энергия».

Объясняя, почему так происходит, Пинус рассказывает о схеме теплоснабжения Новосибирска, предусматривающей ликвидацию 41 котельных. Выгодоприобретателем депутат считает СГК. «Уничтожение газовых и угольных котельных и перевод потребителей̆ на централизованное отопление увеличивает мощности ТЭЦ, которыми владеет СГК. По подсчетам экспертов, на текущий момент наша система теплоснабжения потребляет около 3 млн тонн бурого угля в год. А после монтажа котельных (основной комплекс мероприятий планируется провести до 2026 года) потребление увеличится до 3,3 миллионов тонн», — утверждает Пинус.

Схема теплоснабжения разработана мэрией и согласована министерством энергетики РФ. Реализация документа, по мнению Пинус, чревата ростом нагрузки на систему центрального теплоснабжения, и увеличением аварийных рисков. Не только для теплосетей, но и для ТЭЦ. Поскольку вопрос теплоснабжения носит стратегический характер, депутат решила обратиться к правоохранителям.

Сюжет может показаться зажигательным, но он не нов. Схема теплоснабжения Новосибирска разработана в 2013 году, она прошла несколько актуализаций, последнюю (на которую ссылается Пинус) в 2020 году. Вывод котельных из оборота не новость и, кстати, не обязаловка — дело сугубо добровольное для владельцев. Среди последних до сих пор никто не возмущался насчёт ликвидации. Компания «ТСП-Сиб» в 2020 году перевела на центральное теплоснабжение потребителей двух своих котельных в Октябрьском и Калининском районах, а в 2021-м планирует передать СГК объекты, подключенные к котельным в микрорайоне Стрижи. Иная ситуация с компанией «Торговый квартал — Новосибирск», владеющей ТРЦ «Сибирский молл» и обслуживающей центр газовой котельной. Получив от СГК предложение о переключении, собственник отказался. И ничего страшного не случилось, за вычетом того, что жителям новостроек возле «Сибирского молла» в окна ещё неопределённо долго будут дымить трубы.

Да, газовые котельные тоже дымят. Они, в отличие от ТЭЦ, расположены вблизи жилья. Это одно из оснований политики по переводу горожан на центральное теплоснабжение. Чем меньше в городе дымящих труб, тем лучше качество жизни. Поэтому ждать от потребителей массовых возмущений насчёт перевода с котельных на тепло от ТЭЦ не приходится.

Чем же, если не коммерческими интересами энергетиков, в Минэнерго руководствовались, утверждая схему теплоснабжения Новосибирска? Федеральный закон «О теплоснабжении» гласит, что обязательными критериями принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения потребителей, минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на каждого потребителя в долгосрочной перспективе и приоритет комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с учётом экономической обоснованности. Переводя с канцелярского, это значит, что власти на местах при разработке схемы теплоснабжения должны ставить во главу угла надёжность, цену и когенерацию.

Количество потребителей у ТЭЦ безусловно больше, чем у котельных, поэтому оптимизация затрат у них выше, а комбинированная выработка и вовсе уникальное преимущество в этом соревновании. Что касается надёжности, то инвестиции СГК и в трубы, и в генерацию в разы превосходят совокупные вложения владельцем частных и муниципальных котельных. Причём переключение потребителей с большинства котельных на ТЭЦ происходит присоединением к новым теплосетям. Только в 2020 году СГК потратила на их строительство 420 млн рублей.

Исходя из приоритетов федерального закона, непонятно, какие у мэрии и минэнерго были ещё варианты, кроме как прописать в схеме теплоснабжения замещение котельных мощностями ТЭЦ. Насколько это выгодно энергетикам? Раз СГК не сопротивляется переключению, значит, как минимум, интересам компании схема не противоречит. Судя по тому, что процесс остаётся добровольным и, в общем-то, идет, как идёт, у мэрии и энергетиков нет настроя форсировать ситуацию. Настрой депутатов на поиск громких инфоповодов в летнее затишье понятен. Скоро прояснится, есть ли настрой у правоохранительных органов перелистывать знакомые страницы в новых поисках заговора городских властей с коммерсантами.

Другие новости