Федеральный бюджет простит области вложения в инфраструктуру
Новосибирская область может радикально увеличить вложения в инфраструктуру для новых инвестпроектов. Речь идёт о миллиардах ежегодно, способных взбодрить экономику региона. Вопрос в ресурсах для освоения средств — в первую очередь, трудовых.
В областном правительстве обсуждают подступы к практической реализации первых проектов, деньги на которые можно будет взять за счёт льготных инфраструктурных кредитов и бюджетных кредитов федерации. Последнее даже более интересно, поскольку предусматривает возможность не возвращать ранее взятое взаймы. 19 октября 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановления №№ 1704 и 1705, определившие новый механизм для развития инфраструктуры в субъектах. Не абы какой, а помогающей запуску новых инвестпроектов. В обмен на развитие инфраструктуры регионам обещано списание долгов по бюджетным кредитам. Объём снижения задолженности увязан суммой налогов, которые федеральный бюджет получит от реализации инвестпроекта. Их сфера, опять же, ограничена сельским хозяйством, туризмом, обрабатывающим производством, добычей полезных ископаемых (кроме нефти и газа), жилищным и дорожным строительством.
За счёт денег, высвобождаемых в регионе при реструктуризации долга перед федерацией, можно создавать транспортные, энергетические и коммунальные объекты, которыми в последующем будут пользоваться инвесторы. Аналогично можно использовать эти деньги для разработки проектной документации, подключению объектов к инженерным сетям.
Утверждённый правительством механизм регионы должны были принять на ура. Решается целый комплекс задач — за счёт снижения собственной долговой нагрузки субъект создаёт новую инфраструктуру и получает новые инвестпроекты. Сплошные плюсы! В чём подвох?
Можно было предположить, что федеральный Минфин и президиум правительственной комиссии по региональному развитию, назначенные решать судьбу обращений губернаторов о списании долгов и утверждать инвестиционные инициативы с мест, будут зверствовать и футболить челобитные из областей и краёв. Однако из 12 инвестпроектов, направленных в Москву новосибирским правительством в конце 2020 года, президиум правительственной комиссии одобрил все. Об этом ещё в марте рассказал министр экономического развития Лев Решетников. Новосибирская область вошла в тройку лидеров по количеству одобренных проектов, а в общей сложности на использование нового механизма использования бюджетных кредитов заявились 26 регионов.
Общий объём инвестиций по представленным проектам Решетников оценил в 61,4 млрд рублей. Благодаря развитию инфраструктуры планируется запуск новых производств, которые принесут в казну государства 27 млрд рублей. Если прикинуть очень грубо, новосибирская область может претендовать на дополнительные 2 млрд рублей в год целевым образом на новую инфраструктуру. Это очень приличные деньги.
12 одобренных инвестпроектов, о которых говорил Решетников, относятся к логистике, сельскому хозяйству, ЖКХ и обработке. Дополнительно в 2021 году регион заявил ещё ряд проектов, связанных с жилищным строительством. Сейчас в правительстве обсуждается возможность задействовать новый механизм для привлечения инвесторов к посёлку Клюквенный. Это гигантская территория площадью 183 га на границе Новосибирска и Новосибирского района по соседству с Пашино и посёлком Садовым, вытянутая в сторону Тайгинской и Снегирей. Территорию сформировали для комплексной застройки, но даже индивидуальная там идёт с большим скрипом. Проблема как раз в нехватке инфраструктуры, вложения в которую требуют 3 млрд рублей.
Казалось бы, бери федеральные деньги и строй. Но не случайна искренняя радость на лицах чиновников, приветствующих студенческие стройотряды на возведении нового ЛДС и станции метро «Спортивная». А ведь это неквалифицированные рабочие. Все крупные стройки столкнулись с нехваткой рабочих рук на фоне дефицита мигрантов. С инфраструктурными стройками ситуация ещё сложней, поскольку там нужны специалисты, которых схантить в нужном количестве ещё сложней. Кто бы мог подумать, что крупные вложения в коммуникации может затормозить банальная нехватка сварщиков? И, тем не менее, дефицит на рынке труда — фактор, с которым приходится считаться. Областные власти не хотят ввязываться в новые проекты, чреватые провалом и неприятными объяснениями перед Москвой.