Дзержинскую линию держат в уме, а не в чертежах

Десяток лет в Новосибирске говорят о необходимости достройки Дзержинской линии метро, но готовность властей к этому по-прежнему вызывает сомнения. Губернатор Травников не первый раз хватился проектно-сметной документации, а воз и ныне там.

В понедельник 12 июля на аппаратном совещании глава региона сообщил о возможности заявить крупные новосибирские транспортные проекты на соискание федеральных инфраструктурных кредитов. Заявка будет иметь шансы на успех, если она подкреплена готовой проектно-сметной документацией. «Опыт уже научил, что без ПСД попытаться попасть в какую-то федеральную программу безнадежно. Нужно сконцентрироваться на подготовке проектно-сметной документации и получении положительного заключения государственной экспертизы», — заявил Андрей Травников. Он дал срок министерству транспорта и муниципалитетам до ноября подготовить все необходимые документы и персонально поинтересовался у мэра Анатолия Локтя судьбой ПСД на продление Дзержинской линии. Градоначальник сообщил, что бумаги уже переданы в Главгосэкспертизу.

При этом мэр отметил: «Достройка Дзержинской линии разбита на две части: достройка эксплуатируемой сегодня линии, постройка второго тоннеля, и затем ещё два перегона». Из реплики Локтя можно сделать вывод, что на экспертизу передали ПСД лишь на один этап. Возможно, речь вообще лишь о строительстве второго тоннеля между двумя действующими станциями «Берёзовая роща» и «Золотая нива». Там, где вопрос качается ПСД в исполнении муниципальных служб и подрядчиков, целесообразно всегда готовится к худшему сценарию, чтоб потом не разочаровываться. Травников попросил Локтя передать ему документы и сопровождающее письмо. Видимо, губернатор решил подключиться к этапу прохождения экспертизы, чтобы понимать реальную картину с готовностью проектов.

У городской власти хронические проблемы с ПСД, тому есть много примеров. Самые последние связаны с крупнейшими дорожными стройками нынешнего сезона, которые идут в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные дороги» на выездах из Новосибирска — на Кедровой, Большой и Гусинобродском шоссе. В разгар сезона работы на объектах стояли из-за некачественно подготовленных проектов. Теперь городское руководство предлагает подрядчикам форсировать сроки работ. Не в ущерб ли качеству выйдет?

С ПСД на метро у мэрии проблемы, можно сказать, системные. На этой неделе после вопросов Травникова насчёт продолжения Дзержинской линии в СМИ припоминают двухлетней давности конфуз, когда Главгосэкспертиза забраковала проектно-сметную документацию на станцию «Спортивная». Доработка затянулась настолько, что появился риск не успеть со стройкой до молодёжного чемпионата мира по хоккею 2023 года. Локоть даже решил развернуть часть работ, не дожидаясь одобрения Главгосэкспертизы, и, в конце концов, его получил.

Достройка Дзержинской линии, с одной стороны, затея помасштабней, чем «Спортивная» которую всего-то нужно было пристроить к метромосту. Как-никак предполагается вырыть ещё две станции с тоннелями и метродепо. С другой стороны, к достройке Дзержинской линии власти готовились с 2010 года, с ввода «Золотой нивы». Ещё при губернаторе Василии Юрченко шли переговоры с инвесторами, высказывавшими интерес к проекту. «Крымская весна» 2014 года, конечно, многое изменила. Но тема Дзержинской линии постоянно держалась в перспективной повестке новосибирских властей.

Возглавив Новосибирскую область в конце 2017 года, Травников довольно быстро познакомился с проектами, способными дать импульс развитию региона. Продолжение метро было в их числе. В феврале 2018 года в Новосибирск прилетел президент Владимир Путин (в том числе, чтобы поддержать назначенного им врио губернатора перед выборами). Травников попросил у главы государства поддержки по ряду вопросов, а именно — помочь деньгами на завершение строительства областного перинатального центра, на возведение нового ЛДС и на продолжение Дзержинской линии. Путин ни в чём не отказал. Летом 2018-го эксперты и чиновники даже спорили, не повернуть ли Дзержинскую линию от Гусинобродского шоссе через МЖК на педуниверситет.

Как мы видим по прошествии времени, перинатальный центр уже введён, ледовую арену строят, а Дзержинскую линию — нет. Почему так? ЦДЖ пересказывал комментарий не для печати одного из первых лиц области, высказанный в конце 2018 года: качество документации по Дзержинской линии было настолько несуразным, что в Москву этот проект решили пока не подавать. Было бы обидно, получив добро президента, провалиться в экспертизе.

Пока всё выглядит так, что воз остаётся на своих местах. Сайт «Сибкрай.ру» добился 13 июля комментария в Главгосэкспертизе, где сказано, что из мэрии Новосибирска никакой ПСД по Дзержинской линии не поступало. «В ответ на ваш запрос сообщаем, что в настоящее время проектно-сметная документация по титулам «Участок продления Дзержинской линии Новосибирского метрополитена от станции «Золотая Нива» до станции «Молодежная» с двухпутной соединительной веткой в электродепо Волочаевское», а также «Второй пусковой комплекс второй очереди Новосибирского метрополитена (Дзержинская линия) в составе: станция «Золотая Нива» (Гусинобродская) и перегоном до станции «Берёзовая роща» (объект строительства второй очереди метрополитена Новосибирска от ст. «Сибирская» до ст. «Гусинобродская» («Б. Богаткова»)» не заходили на повторную экспертизу в Главгосэкспертизу России» — говорится в ответе «Сибкраю». Из контекста следует, что какая-то попытка пройти экспертизу ранее предпринималась, но была провалена.

Если областная власть действительно хочет добиться продолжения строительства метро (а по новому генплану Новосибирска до 2030 года должна вырасти не только Дзержинская, но и Ленинская линия), надо брать ситуацию с ПСД если не в свои руки, то под жёсткий контроль. Другая сторона медали — текущая ситуация удобна, если знать, что федеральная власть в принципе не собирается вкладывать деньги в метро где угодно, кроме Москвы. В конце весны об этом предельно откровенно заявил вице-премьер Марат Хуснуллин, и, как утверждают источники ЦДЖ, так в федеральной власти считает не только он. Если вопрос по Дзержинской линии упрётся в стену, политически выгодней может оказаться списать проблему на косяки с ПСД, за которую несёт ответственность муниципальная власть.

Другие новости