В Заельцовском лесном парке будут искать лес

В стремлении показать новый уровень защиты Заельцовского бора, не ущемив права и интересы граждан, областным чиновникам приходится импровизировать на ходу. Общественное обсуждение предложенных решений обещает много вопросов.

Изменения в областной закон об особо охраняемых природных территориях Законодательное собрание внесло сразу в двух чтениях ещё в конце февраля. Основная идея — неотложные меры по защите «зелёных лёгких» Новосибирска — прозвучала очень громко и внятно. Депутаты выполнили свою часть решения задачи в законодательной плоскости, наделив Заельцовский бор новым охранным статусом лесного парка. Дальше механика исполнения уже в руках чиновников.

Конкретики до нынешней недели было немного, из-за чего напряжение росло. Кавалерийский наскок на многолетнюю проблему породил вопросы, остающиеся без ответа уже месяцами. Областное руководство фактически забрало часть полномочий у Новосибирска и ряда граничащих с Заельцовским бором муниципалитетов, объявив, что так, как раньше, жить больше нельзя. А как жить по-новому — не сказало. Из-за этого растут опасения и в среде предпринимателей, чей бизнес территориально связан с Заельцовским бором, и непосредственно у жителей этих территорий. Вопрос о Заельцовской ООПТ звучал даже на встрече бизнес-сообщества с Генеральным прокурором Игорем Красновым во время его майского визита в Новосибирск.

Коль скоро генпрокурор удостоил тему Заельцовского бора постановкой на свой контроль, правительство активизировало разъяснительную работу. 2 июня вице-премьер Евгений Лещенко и министр природных ресурсов и экологии Андрей Даниленко дали в ИТАР-ТАСС совместную пресс-конференцию о текущем положении дел в создании Заельцовского лесного парка. Границы охраняемой территории ещё предстоит уточнить, и это полбеды: сама территория должна быть поделена на разные функциональные зоны, каждая со своим режимом. До тех пор на территории парка будут действовать жёсткие ограничения. Прежде, чем определить, что где можно будет делать, власти решили до того времени ввести повсеместный режим «нельзя».

Лещенко напомнил журналистам о многолетнем характере проблемы, выражающейся, по его словам, в регулярном внесении изменений в генплан Новосибирска, приводящим к «активной» застройке лесных территорий. «Важно сохранить «зелёные легкие» города. Вместе с тем, данное решение не должно нарушать прав граждан, которые проживают на данной территории, имеют постройки и связаны с ней», — заявил вице-премьер, добавив, что речь также идёт и о заботе об интересах бизнеса. Объявлен конкурс на подготовку материалов для оформления лесного парка. Частный подрядчик должен будет провести полную инвентаризацию территории площадью 9200 га. Она будет поделена на функциональные зоны. Лещенко предположил, что их будет семь: зона жилой застройки, включающая многоквартирные дома и СНТ, зона рекреационных объектов, зона кладбища, зона религиозных объектов, а также собственно зоны городских лесов и лесного фонда, ради сохранности которых всё затевалось.

Далее для каждой зоны будет установлен свой режим. В случае с зоной застройки чиновник предположил введение ограничения этажности — до 9 этажей для многоквартирных домов и до 3 этажей для индивидуального строительства. До тех пор в лесном парке не будет разрешено никакое строительство, уточнил вице-премьер. Даниленко добавил, что застройка наносит ущерб лесному фонду, в том числе, из-за необходимости подводить коммуникации, строить новые дороги.

На пресс-конференции проблема строительства в лесах шла красной линией — вся тема крутится вокруг возможностей регулировать строительство на особо охраняемой территории, которые были у муниципалитетов, а теперь забраны на областной уровень и заморожены на неопределённый срок. Лещенко признал негативное влияние нынешней неопределённости, но срок внесения ясности не уточнил, обозначив желаемой датой 1 декабря и оговорившись, что фактически это зависит от работы подрядчика и от общественного обсуждения предложенных для зон режимов. Обсуждение может затянуться.

По словам вице-премьера, количество видов зон в лесном парке может меняться. Даниленко тут же подтвердил это экспромтом. Отвечая на вопрос о судьбе действующей военной части, дислоцированной в Заельцовском бору, министр заявил: создадим восьмую зону — специально для военных объектов. Таким путём, количество зон может пойти на десятки. Не проще ли было сосредоточиться на выявлении именно лесных зон, чтобы сконцентрироваться на их особой охране? Лещенко объяснял мотивацию областных властей некой «бесконтрольной застройкой», планами городских властей допустить возведение 25-этажек в лесу. Что ж, можно было запретить любое строительство на лесных территориях. Не ограничивая при этом права и интересы тех, кто живёт и ведёт дела в прочих зонах.

Даниленко отметил, что задача властей — сохранить статус-кво уже сложившихся зон в границах Заельцовского бора. Если так, юридического смысла в создании лесного парка как глобальной особо охраняемой территории просто не просматривается. Даниленко признался, что пониманием соотношения зон в границах Заельцовского правительство не обладает — пока приходится ориентироваться по снимкам из «Гугла», сколько именно там лесных участков, и где они.

По словам Даниленко, некие земельные спекулянты могут «потерпеть фиаско» из-за невозможности перезонировать под многоэтажную застройку земли, предназначенные, например, для садоводства. Но ведь и садоводство — это уже не лесной фонд. А пока эмбарго на любые действия бьёт по всем. Неудивительно, что жители затеяли сбор подписей с требованием исключить территории их проживания из лесного парка. Автографы отправили по инстанциям вплоть до администрации президента. Не было бы никаких вопросов, если бы новый статус усилил охрану именно леса. А включение в охранную территорию зон, так или иначе, уже освоенных человеком, создаёт неудобства и провоцирует недовольство.