«Тяжстанкогидропресс» ни перезапустить, ни перезастроить
Правоохранительные органы проверяют действия экс-гендиректора «Тяжстанкогидропресса» Николая Степакина по подозрению в преднамеренном банкротстве. Шансы возродить производство призрачны: инвесторы обсуждают снос завода и застройку территории жильём.
Редевелопмент крупной промышленной площадки на Расточке с экономической точки зрения вполне реальный сценарий, чтобы поставить точку в финансовых сложностях «Тяжстанкогидропресса». В социально-политическом плане этот сценарий выглядит гораздо менее привлекательно, потому что надежды на восстановление рабочих мест будут умножены на ноль, а для властей, включившихся в антикризисный процесс, потеря производства станет ударом по имиджу, чем немедленно воспользуется оппозиция. Дополнительно осложняет ситуацию конфликт между главными кредиторами обанкроченной компании Степакина «Стиллайн» — группой БКС и Сбером.
Искать новых инвесторов для машиностроительных заводов дело весьма хлопотное. Гораздо проще привлекать силовиков для поиска виновных в бедах обанкротившихся предприятий. Для рабочих, оставшихся без доходов, это даёт мало надежд. Но помогает решать задачу информационного сопровождения: мол, власти не бездействуют.
В политической части кейса «Тяжстанкогидропресса» за общественное мнение конкурируют областная власть и коммунисты. Две недели назад ЦДЖ цитировал губернатора Андрея Травникова, пообещавшего обратиться к силовикам. «Никак не получается диалог и вообще даже не удаётся добиться понимания стратегии у собственника и людей, которые представляют собственника этого предприятия. Поэтому биться за завод будем продолжать, и я чувствую, что в этой ситуации мне придётся обращаться, в том числе и в правоохранительные органы, чтобы они тоже подключились и помогли нам как минимум в диалоге с теми людьми, кому принадлежит этот завод», — заявил глава региона. Тем временем, депутат Госдумы от КПРФ Вера Ганзя обратилась в Генпрокуратуру и ФСБ с просьбой проверить действия бывшего руководства предприятия. На ситуацию обратил внимание руководитель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, распорядившийся возбудить уголовное дело по факту невыплаты зарплаты рабочим (долг на предприятии составляет 2 месяца).
Теперь подключилось и ГУ МВД по Новосибирской области, сообщившее Ганзе о признаках мошенничества и преднамеренного банкротства в действиях Степакина. Полиция начала проверку. Хайп вокруг завода подсказывает, что дело, скорее всего, возбудят. А значит, нужны будут обвиняемые.
На этом фоне идет подготовка к продаже части имущества «Тяжстанкогидропресса». На 25 мая назначен аукцион, где планируется реализовать два земельных участка завода по улице Сибиряков-гвардейцев площадью 18 тысяч квадратных метров, два корпуса, инженерные системы, производственные площадки и движимое имущество со стартовой ценой 426,7 млн рублей. Это последствия банкротства «Стиллайна», настигшего компанию Степакина в 2020 году. К тому времени бизнесмен не только контролировал «Тяжстанкогидропресс», но и заложил имущество предприятия под кредит БКС банка на 750 млн рублей. Степакин женат на сестре владельца группы БКС Олега Михасенко, но пока не заметно, чтобы родственные связи заметно помогали распутать эту неприятную историю. Кроме того, БКС не единственный кредитор «Стиллайна» — как мы уже сказали выше, свои интересы есть у Сбера.
После первомайских праздников областное правительство сообщило, что до 20 мая будут закрыты долги по зарплате за март, а 90 сотрудников завода из 225 (в том числе, наиболее высококлассные специалисты) смогут вернуться к работе. Предполагается, что счета «Тяжстанкогидропресса» будут разблокированы и предприятие вернётся к работе.
Пока политики успокаивают рабочих заявлениями о перспективах возрождения «Тяжстанкогидропресса», прагматичные коммерсанты ищут возможности если не заработать, то хотя бы вернуть потраченное. На заводское оборудование смотрят с точки зрения оценки как металлолома. Главный актив предприятия это земля, на которой — теоретически — можно возвести крупный жилой комплекс. Предложения подумать о привлекательности актива получили крупные новосибирские девелоперы. Также, по сведениям ЦДЖ, были попытки заинтересовать крупных московских застройщиков.
При менее скандальных обстоятельствах редевелопмент завода мог стать реальным выходом. Сейчас это маловероятный сценарий для ближней перспективы. Рабочие будут активно протестовать при деятельной поддержке коммунистов, зарабатывающих предвыборные очки. Раз губернатор высказался в поддержку сохранения производства, он вряд ли так скоро отступится от своих слов. Вмешательство силовиков — ещё один отпугивающий фактор для инвесторов: сделки, заключённые в подобных обстоятельствах, обычно приносят проблемы вместо прибыли.