«Тяжстанкогидропресс» ждёт спасителей в погонах

Губернатор Андрей Травников привлекает силовиков к решению социальных проблем оставшегося без денег завода «Тяжстанкогидропресс». Такие традиции характерны для авторитарного Кузбасса. «Родственный фактор» данного кейса это риск для группы БКС.

Непубличный, но вполне известный новосибирский бизнесмен Николай Степакин, владелец компании «Стиллайн», стал крупнейшим акционером «Тяжстанкогидропресса» в расчете на крутое масштабирование бизнеса. Заняв пост гендиректора завода, бизнесмен рассказывал знакомым о захватывающих перспективах. Дотянуть до воплощения мечт не удалось. Созвучное своему названию в тяжести и неповоротливости предприятие потянуло бизнес Степакина вниз. Летом 2020 года в «Стиллайне» ввели наблюдение. Тогда уже было понятно, что «Тяжстанкогидропрессу» проблем не избежать: 75% акций завода, принадлежавшие Степакину, были заложены под кредит БКС Банка на 750 млн рублей. Предприятие перешло под контроль менеджеров БКС, счета заблокировали, самостоятельная финансовая жизнь остановилась. В начале апреля «Стиллайн» взыскал с «Тяжсстанкогидропресса» 1,2 млрд рублей. Это не финал тяжбы, но определённо финал несостоявшегося совместного бизнеса.

В конце осени на заводе начались проблемы с зарплатой, немедленно ставшие достоянием СМИ. Параллельно шла чехарда руководителей предприятия. Весной завод начал загибаться окончательно: рабочих уведомили о сокращениях, энергетики за долги отключили свет — всё как в 90-х.

Поскольку социальный аспект проблемы проявился со страниц СМИ весьма ярко, к поиску решения подключились областные власти. Вариантов, собственно, немного — найти для предприятия нового инвестора, способного решить острые социальные вопросы, перезапустить производство, внедрить новые технологии, наладить сбыт — в общем, провернуть всё то, что оказалось не под силу Степакину. Вопрос лишь, где такого инвестора взять. Работники предприятия предлагали «сдаться» соседнему заводу «Сиблитмаш», устойчиво держащемуся на плаву. Но с нынешними долгами тяжёлый во всех смыслах сосед «Сиблитмашу» не нужен. Ещё одна идея из трудового коллектива, не желающего мириться с тотальными увольнениями — влиться в госкорпорацию «Ростех». Но подчинённые Сергея Чемезова отмалчиваются на это щедрое предложение. Депутаты КПРФ предлагают не менее популярное решение — национализировать предприятие: рабочие радуются, как дети, но по-прежнему остаются без зарплаты и без перспектив.

Областные чиновники помогли, чем могли — договорились о возобновлении электроснабжения завода, о неприменении штрафных санкций по налогам. Даже включились в переговоры с потребителями продукции о новых заказах. Но гасить долги по зарплате и поддерживать жизнь «Тяжстанкогидропресса» правительство не намерено. На прошлой неделе губернатор заявил об «отсутствии контакта с руководителями, собственниками и бенефициарами этого предприятия». «Никак не получается диалог и вообще даже не удаётся добиться понимания стратегии у собственника и людей, которые представляют собственника этого предприятия. Поэтому биться за завод будем продолжать, и я чувствую, что в этой ситуации мне придётся обращаться, в том числе, и в правоохранительные органы, чтобы они тоже подключились и помогли нам как минимум в диалоге с теми людьми, кому принадлежит этот завод. Где бы они ни жили — в Москве или за рубежом, мы будем добиваться, чтобы все усилия были предприняты для сохранения этого предприятия», — заявил Травников.

Обычно так решали вопросы с проблемными предприятиями в соседней Кемеровской области — и при губернаторе Амане Тулееве, и при его сменщике Сергее Цивилёве. Если у предприятия возникали проблемы, выливавшиеся в долги по зарплате и налогам, для скорейшего финансового оздоровления власть присылала к владельцам и руководителям «докторов» в погонах. Дальше владельцы либо раскошеливались на спасение бизнеса, а если нет, то либо их вышвыривали (в лучшем случае), либо сажали. Вышвыривая одних, власть назначала новыми владельцами и правопреемниками других, способных в моменте разобраться с долгами предшественников.

Но в последнее время привычная схема даёт сбои: властям Кузбасса ещё под силу закошмарить бизнесменов, а вот найти инвесторов на смену не справившимся стало уже очень сложно. Любопытно посмотреть, как сценарий спасения промышленного гиганта руками силовиков сработает в Новосибирске. Особенно учитывая, что первый кредитор подал иск о банкротстве «Тяжстанкогидропресса» — компания «КЕВ-Рус» из Москвы. Её примеру могут последовать другие кредиторы. В любом случае, для БКС вмешательство правоохранительных органов это, конечно, риск: основатель и владелец группы Олег Михасенко брат жены Степакина — Елены, и эти родственные связи в воображении следователя средней креативности могут расцвести узором пышной схемы.

Другие новости