Минстрой и УКС признались в незаконных авансах

Отчёт директора областного УКС Владимира Мурзина перед комитетом по строительству заксобрания похож на прелюдию к скандалу. На основе выявленных нарушений депутаты решили инициировать комплексную проверку КСП.

Государственное казенное учреждение «Управление капитального строительства» выступает заказчиком по возведению подавляющего большинства социальных объектов, финансируемых из бюджета области. Часть объектов строится с софинансированием из федерального бюджета. По выражению депутата Дмитрия Козловского, УКС это «сберкасса минстроя»: львиная доля денег министерства проходит через это учреждение. В то же время, подробности его работы редко становятся достоянием общественности. Министр строительства Иван Шмидт частый гость в Законодательном собрании, а директор УКС Владимир Мурзин — фигура непубличная. Комитет по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам решил исправить эту ситуацию. 8 апреля Мурзин выступил на заседании комитета с отчётным докладом.

Как часто бывает в заксобрании, обсуждение получилось гораздо интересней самого доклада, поскольку касалось обстоятельств, которые Мурзин в выступлении обошёл. Депутат Вячеслав Илюхин заострил вопросы по ряду соцобъектов, которые, согласно контрактам, необходимо было сдать в эксплуатацию к 1 января 2021 года, но фактически они не были введены. В ходе обсуждения выяснилось, что похожая ситуация была и в 2019 году.

Срыв сроков ввода детсадов и школ — история сама по себе неприятная. Но важней обстоятельства авансирования этих работ. На заседании комитета Илюхин выделил ряд контрактов, по которым в конце 2020 года были выплачены авансы на 353,5 млн рублей, хотя авансирование не было предусмотрено условиями договоров. То есть, речь идёт о нарушениях федерального законодательства. Каждый контракт разыгрывается на конкурсе. Участники тендеров видят условия, в которых авансирование не предусмотрено. Для кого-то из подрядчиков именно это обстоятельство становится решающим препятствием. А кто-то может заранее знать, что получит аванс, даже если это не предусмотрено конкурсной документацией. И даже если подрядчик не знает заведомо о возможности сорвать срок и получить аванс, руководство УКС и минстроя совершенно определённо в курсе, что выплата непредусмотренных контрактом авансов — существенное нарушение. Которое очень легко установить по документации, опубликованной на сайте госзакупок.

Речь фактически идёт об оплате неисполненных работ. Из-за похожего нарушения начальник муниципального УКС Новосибирска Константин Головин два месяца находится в СИЗО. В феврале против него возбудили уголовное дело о получении взятки и мошенничестве. Следствие считает, что Головин оплатил и принял фактически невыполненные работы при строительстве детского сада на улице Спортивной и детсада-яслей на улице 9 ноября.

Областной УКС выплатил в прошлом году сомнительные авансы не впервые. В 2019 году учреждение проавансировало некоторых подрядчиков на 685 млн рублей. Смысл такого рода авансов в том, что компании, строящие соцобъекты, не укладываются в срок сдачи. Объекты переходят на следующий год. А деньги, заложенные в бюджете, при переходе через рубеж Нового года сгорают. В первую очередь, пропадает неосвоенное федеральное финансирование. Руководство УКС сознательно допускало нарушения с авансами по согласованию с областным минстроем. Шмидт пояснил членам комитета, что авансы по контрактам с сорванными сроками исполнения выплачиваются, чтобы спасти средства от обнуления.

По словам министра, федеральные власти в курсе этой практики. То есть, одобряют нарушения. Или не возражают. Чтобы уточнить, так ли это, и готовы ли федеральные чиновники разделить ответственность с областными, члены комитета по строительству предложили сделать соответствующий запрос в минстрой России.

При этом часть авансов, выплаченных ранее, остаются до сих пор неотработанными. Детсад на Краузе, за который в нарушение закона был выплачен аванс более 75 млн рублей, должны были вести до 1 января, а фактически минстрой отчитался о вводе объекта только 1 апреля. Неотработанный аванс по школе на Большевистской — более 106 млн рублей. По словам Мурзина, только за последние два года учреждение взялось за строительство 260 объектов на общую сумму 18 млрд рублей. Чтобы проанализировать деятельность УКС в полном объёме, комитет решил инициировать проверку финансово-хозяйственной деятельности учреждения Контрольно-счётной палатой Новосибирской области. Дальше дело будет уже за оценкой правоохранительных органов.

Другие новости