Клемешов — невидимая десница мэра

В городской власти нарастает недовольство вице-мэром по городскому хозяйству Олегом Клемешовым: из-за непубличности «правой руки» мэра критика за плохую уборку города в полном объёме льётся на Анатолия Локтя.

Одной из самых популярных тем во время визита Михаила Мишустина в Новосибирск месяц назад стала расчистка городских магистралей, по которым ездил кортеж премьер-министра. Без шуток, вопрос о способности городских служб навести порядок хотя бы на нескольких улицах, неофициально обсуждался даже на уровне правительства региона. В марте ситуация с уборкой города стала еженедельной темой для критических разборов. Проблему заостряли и в Законодательном собрании, и на мероприятиях правительства. В апреле тренд продолжился. На совещании по подготовке к паводку новосибирскую уборку раскритиковал и полпред президента в СФО Сергей Меняйло.

Причина назойливой критики в адрес городских властей лежит на поверхности. Точней, на поверхностях. Запоздало вступающая в права весна даёт новые поводы. Кроме проблем с расчисткой тротуаров и вывозом снега нарастают кучи грязи, а на проезжей части вскрываются не только ямы, но и настоящие провалы. «Провалы» в данном контексте можно толковать в разных смыслах. В том числе, в плане работы с подрядчиками. А можно и в плане кадровой политики.

Соцсети переполнены негативом в адрес городских властей, как Обское водохранилище в сезон паводка. Блогер Илья Варламов в марте вновь ославил Новосибирск на всю страну из-за гор неубранного снега на тротуарах. В своих видеороликах Варламов уверенно предсказал фекальные последствия бурного таяния на городских улицах. Сейчас блогеру впору вернуться в сибирскую столицу, чтобы убедиться в точности своего прогноза, коль скоро он уже обратил внимание на затопленные улицы Оби, признанной самым благоустроенным городом региона по итогам 2020 года.

В мэрии, конечно, видят весь этот негатив, концентрирующийся против Локтя. Обыватели возлагают на мэра ответственность за действия (или бездействие) всех муниципальных подразделений и районных администраций. Это в русле традиций новосибирской политики, заложенной ещё в 90-х в бытность градоначальником Виктора Толоконского, который приучил общественность к максиме «мэр отвечает за всё». Управленческая элита в то время понимала, что фактически за хозяйственную жизнь мегаполиса отвечал первый вице-мэр Владимир Городецкий, но бремя политической ответственности, как и статус единоличного руководителя, Толоконский не был готов делить ни с кем.

Локоть по многим параметрам выглядит усердным учеником Виктора Александровича. В том числе, это проявляется и в его нежелании делить с кем-то лавры публичности, если это хоть намёком предполагает делегирование ответственности. Самостоятельные ньюсмейкеры среди подчинённых мэру не нужны. Противоречия в этой части привели уже к отставкам двух слишком самостоятельных вице-мэров, ответственных за городское хозяйство — Андрея Ксензова и Данияра Сафиуллина. К хозяйственному направлению Локоть относится особенно ревностно и подозрительно, поскольку отдаёт себе отчёт, что в этой части собственных полномочий он наименее компетентен и просто беспомощен без профессионалов — но избиратели ни в коем случае не должны догадываться об этой слабости градоначальника. Поэтому идеальный «хозяйственный» зам для Локтя должен быть немым и невидимым суперпрофессионалом без каких-либо амбиций.

Как раз таким персонажем в городской власти должен был стать Олег Клемешов, бывший глава администрации Ленинского района, летом 2019 года получивший кабинет вице-мэра по городскому хозяйству. Источники в мэрии и горсовете сходятся во мнениях, что непубличность чиновника стала одним из главных качеств, оцененных Локтем при выборе нового зама. Но у каждой медали есть обратная сторона.

Благодаря непубличности Клемешов, фактически ответственный за состояние улиц и дворов, получает свою порцию критики разве что в узком кругу депутатов и правительственных чиновников. А общественное мнение безраздельно сфокусировано на мэре. При Сафиуллине или Ксензове Локтю было бы проще отстроиться от непопулярной ответственности. При Клемешове это уже нереально. Городские чиновники обсуждают в кулуарах, что хозяйственному вице-мэру в такой критической ситуации следовало бы выйти на первый план и принять удар на себя. Но без внятной публичной предыстории это будет выглядеть, как показательное жертвоприношение, и общественность может посчитать несправедливым выбор жертвы на заклание.

Другие новости