Вокруг Минцифры ищут новые сговоры

Два картеля за два месяца — ФАС круто взялась за областное Минцифры и поставщиков, связанных крупными контрактами с ГУ МВД. Теперь именно полиция должна определиться с уголовным преследованием нарушителей, но отправная точка — в материалах ФСБ.

Дан старт очередному ежегодному конкурсу «Лидеры России», нацеленному на поиск пополнения для национальной управленческой элиты. В этом году в программе новый трек «Информационные технологии», а одним из наставников в нём стал министр цифрового развития и связи Новосибирской области Анатолий Дюбанов. В 2018 году в числе победителей «Лидеров России» был замдиректора новосибирского медицинского исследовательского центра имени Мешалкина Евгений Покушалов. В феврале 2019 его арестовали по обвинению в хищении при госзакупках. За решёткой оказались руководители ряда фирм-поставщиков, а впоследствии и директор НМИЦ Александр Караськов. В основе этого громкого дела было антикартельное расследование Федеральной антимонопольной службы, материалы которого были переданы в полицию, а развивалась история в поле зрения ФСБ. Сейчас по схожему сценарию развиваются события вокруг Минцифры.

Пока министерство продолжает невозмутимо генерировать позитив. Дюбанов обещает, что до конца года во всех сельских школах региона появится высокоскоростной интернет, а программа по устранению цифрового неравенства охватит населённые пункты с количеством жителей до 100 человек. Практически все проекты минцифры подразумевают внушительные контракты на поставку и монтаж оборудования. Теперь эта сфера под пристальным надзором госорганов.

Новосибирское управление ФАС сообщило, что ООО «Оптиком» и ООО «ПСК Оптиком», учредителем которых является бизнесмен Владислав Субочев, а также ООО «Универсальный сервис» признаны виновными в заключении и реализации соглашения, ущемляющего конкуренцию. Точней, по согласованию между собой они отказались от конкуренции друг с другом на электронных торгах по техобслуживанию и ремонту государственной инфокоммуникационной сети передачи данных Новосибирской области. Сумма исследованных аукционов превысила 100 млн рублей, а доход участников за счёт изученных госконтрактов превысил 91 млн. Помимо привлечения участников картеля к административной ответственности, ФАС передал материалы в ГУ МВД для принятия решения о возбуждении уголовного дела по статье 178 УК за ограничение конкуренции.

Месяц назад «Оптиком» и «ПСК Оптиком» вместе с Минцифрой уже были хэдлайнерами новостей. ФАС установила, что в июле 2020-го по заказу министерства был объявлен конкурс на право заключения контракта по оснащению 233 школ Новосибирской области информационно-телекоммуникационной инфраструктурой со стартовой ценой 398 млн рублей. В аукционе участвовали семь компаний, включая «Оптиком» и «ПСК Оптиком». Последняя победила с заявкой на 394,7 млн рублей.

Тем временем сотрудники ФСБ проверяли электронную почту сотрудников Минцифры и компаний, входящих в группу «Оптиком». Найденные цепочки писем дали основания считать, что представители компаний Субочева участвовали в формировании конкурсной документации и закупочных цен. Их привлекали для предварительной рекогносцировки на объектах, подлежащих оснащению в рамках контракта. А кое-какие работы даже стартовали, не дожидаясь аукциона.

В марте Минцифры не согласилось с выводом о картельном сговоре. Ведомство Дюбанова решило обжаловать выводы ФАС в суде. В пояснениях министерства сказано, что обмен информацией с субъектами рынка на стадии планирования закупок не запрещён и консультации с потенциальными поставщиками вполне легальны. По вопросу начала работ до публикации извещения о конкурсе ведомство Дюбанова организовало служебную проверку. Непосредственно в конкурсе участвовало семь компаний из разных регионов, так что открытость конкуренции вроде соблюдена.

И вот теперь — вдогонку — новость про ещё один картель в цифровой епархии. На этот раз ФАС недвусмысленно взывает к правоохранителям. Так совпало, что компании Субочева являются крупными поставщиками ГУ МВД. В полицейском главке работал и Дюбанов до перехода в правительство. Так что решение об уголовных последствиях картеля будет принимать почти родственная силовая структура.

Несмотря на федеральный тренд против картелей, практика по «антикартельной» статье 178 небогатая. Полиция неохотно открывает дела по ней, поскольку доказывать преступный умысел здесь непросто, а преступление считается не особо тяжким. Так что овчинка выделки не стоит. Но если есть варианты вырулить расследование по госзакупкам в сторону мошенничества, хищений или, на худой конец, растраты, история становится интересней. Как было в делах по НМИЦ имени Мешалкина и по ННИИТО. В случае с «Оптикомом» события начали развиваться на основе оперативных материалов ФСБ. Возможно, спецслужба проконтролирует, что там решат в полиции насчёт «цифрового картеля».

Другие новости