Ответственный за ЛДС недотянул ответственность за авансы
Иван Шмидт ушёл с поста министра строительства Новосибирской области якобы по состоянию здоровья. Если и так, здоровье чиновника пошатнула ситуация вокруг ЛДС. Строителям не хватает оборотки, а для новых авансов не хватает законных оснований.
Ледовая арена в Левобережье — главная региональная стройка и судьбоносный объект в карьере Шмидта. Летом губернатор Андрей Травников возложил на министра персональную ответственность за крупнейшие инфраструктурные проекты, в первую очередь, подразумевая ЛДС. На тот момент было очевидным существенное отставание от плана работ. Напомним, что генподрядчиком арены является компания «ЭлинАльфа», а ключевым подрядчиком правительство называет ООО «СДС-Строй» Михаила Федяева.
30 сентября Шмидт докладывал о ситуации на сессии Законодательного собрания. В числе проблем, тормозящих стройку, министр назвал нехватку рабочих, подорожание стройматериалов и изменения в проектно-сметной документации, требующие пересогласования с Главгосэкспертизой. «Когда нам докладывала КСП, говорили, что процент выполнения больше 25% и авансов выплачено больше чем на 50%. Какое удорожание может быть, если большую часть материалов оплатили заранее? Это значит, что подрядчик использовал деньги нецелевым образом?», — спросил депутат Вячеслав Илюхин.
Шмидт признал, что проект частично был изменён в части материалов и технических решений. По требованию федерального Минстроя, для увеличения сметы необходима новая экспертиза. По документам на конец сентября было закрыто 46% работ, фактический же объём готовности оценивался в 56%, но без согласия экспертизы всё принять пока нельзя. «Финансирование действительно ведётся через авансы, и на основании распоряжения правительства мы их увеличили. Чтобы, когда удорожание идёт большими шагами, проплатить «длинное» оборудование с длительным сроком поставки», — уточнил министр.
Депутаты позитивно оценили выступление министра. «Ждём от вас подвига. Вы уже войдёте в историю Новосибирской области. С нетерпением ждем благих вестей», — заявил первый вице-спикер Андрей Панфёров. «Хочется потом вас всё-таки наградить, и не посмертно», — развил тему председатель строительного комитета Александр Терепа. Однако через месяц после той сессии губернатор решил усилить строительный блок правительства, назначив своим новым заместителем Романа Теленчинова. В истеблишменте кадровое решение однозначно связали с желанием главы региона подстегнуть строительство новой ледовой арены.
Нельзя сказать, что Шмидт не сработался с новым куратором. У вице-губернатора и министра разные инструменты, полномочия и ответственность. Источник ЦДЖ утверждают, что подлинной причиной ухода главы Минстроя стала ситуация с финансированием строительства ЛДС. Вопрос по госэкспертизе изменений проекта остаётся открытым, старые авансы подрядчики давно освоили и теперь жалуются на нехватку оборотных средств. Взывания к владельцам «ЭлинАльфы» и СДС привлечь кредиты под будущие расчёты желаемого результата не принесли. Поскольку строительство надо ускорять, остался один выход — увеличивать бюджетное финансирование. Но возможности для этого ограничены, а ответственность лица, ставящего подпись, становится безграничной. Видимо, тут в карьере Шмидта и случился поворотный момент. Министр ушёл на больничный и уволился.
Опыт строительства крупных событийных объектов в Сочи, Владивостоке и Красноярске подсказывает чиновникам и подрядчикам типовой сценарий — авральная сдача в срок, но с претензиями задним числом. Вполне вероятно, что Шмидт испугался остаться крайним. Теперь ответственность за судьбоносные решения по арене, скорее всего, перейдёт Теленчинову. Он должен был понимать, ради чего переходил из мэрии на повышение в правительство.