АИР взялся подружить бизнес с природой

Богатая природа даёт преимущество инвестпроектам и она же создаёт сдерживающие факторы. Попытки бизнесменов развивать локальный туризм терпят крах, сталкиваясь с нормами законов. Объединить усилия для решения проблемы взялось АИР.

Агентство инвестиционного развития Новосибирской области больше года занимается проработкой возможностей для развития регионального туризма. Вместе с Минэкономразвития АИР разработало программу «Развитие туризма и туристской деятельности на территории Новосибирской области в 2020-2025 годах» и представило на рассмотрение правительства. Гендиректор агентства Александр Зырянов отмечал важность создания фактически с нуля индустрии гостеприимства как нового фактора социально-экономического развития региона. Многим районам Новосибирской области, по объективным причинам, обойдённым вниманием промышленных и сельскохозяйственных инвесторов, развитие туризма могло бы дать рабочие места и налоги, дать импульс местному предпринимательству. Но на практике возникают трудно разрешимые проблемы.

Как пример можно взять Караканский бор. Это уникальная территория для отдыха, радующая и новосибирцев, и приезжих из соседних регионов. Вместе с этим Каракан больше других лесов страдает от антропогенного фактора. В первую очередь, из-за вырубок, то сомнительных, то вовсе бесконтрольных. Во вторую — из-за нехватки культуры цивилизованного отдыха на природе. Власти придумывают новые и новые меры для защиты лесов и побережий. Вдобавок к и без того суровым федеральным строгостям добавляются региональные новеллы. Как, например, резонансные поправки к закону об особо охраняемых природных территориях, принятые Законодательным собранием Новосибирской области в феврале 2021-го. Согласно поправкам, Какраканский бор решено превратить в новый тип ООПТ — природный парк. Фактически решение до сих пор не воплощено в жизнь, из-за чего сильно нервничают инвесторы, построившие здесь базы отдыха. А бизнесмены, заинтересованные вкладываться в создание новых рекреационных объектов в Каракане, просто не понимают, как к этому подступиться.

Каракан, как и Заельцовский бор, у всех на виду, а есть масса менее заметных примеров несовместимости бизнес-проектов и охранного законодательства. Подобные кейсы есть практически во всех регионах Сибири. Обсудить проблемы бизнесмены и эксперты смогли на круглом столе «Реализация инвестиционных проектов в области туризма на землях лесного фонда, городских лесов и водоохранных зонах», который АИР провело совместно с Новосибирским институтом экономики и управления.

На кону очень приличные для сибирских регионов суммы вложений. Глава департамента по развитию экономики и инвестициям исполкома межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Дмитрий Лапин сообщил, что в комплексный инвестиционный проект МАСС «Развитие внутреннего и въездного туризма в Сибири» включены 73 проекта в 11 регионах на общую сумму 256 млрд рублей, из которых 206 млрд рублей — частные вложения. Осуществима ли программа? Судя по прозвучавшим на круглом столе мнениям, перспективы вызывают большие сомнения у экспертов. «Совместно с АИР мы обобщали и анализировали инвестиционные предложения в сфере туризма, поступающие от предпринимателей. В итоге выяснилось, что значительная часть из них предполагает использование земель лесных фондов, городских лесов и прибрежной территории. В рамках нынешнего законодательства эти проекты не могут быть реализованы и останутся только на бумаге», — сообщил декан юридического факультета НГУЭУ Олег Шерстобоев.

Примеры трудностей, с которыми сталкиваются инвесторы, привёл заместитель руководителя комитета по туризму и рекреационному развитию красноярского отделения «Деловой России» Андрей Гордейко. По словам эксперта, есть риски одностороннего расторжения договора аренды за незначительные нарушения лесного законодательства. Кроме того, на землях лесного фонда нет возможности получить гранты из федерального бюджета для развития инфраструктуры и подключения к коммуникациям, а также отсутствует возможность огораживания баз отдыха и других туристических объектов, что не позволяет обеспечить безопасность.

«Работая над программой внутреннего туризма, мы столкнулись с тем, что большая часть инвесторов не очень понимают ограничения и возможности, регламенты работы на береговых и лесных территориях. Общаясь с коллегами из других регионов, в том числе, из Красноярского края и Калужской области, мы поняли, что это проблема есть и в других субъектах страны, — заявил Александр Зырянов. — Поэтому наша задача — подготовить экспертные аргументированные предложения о внесении изменений в существующие регламенты и законы. С ними выйти на правительство региона и на Законодательное собрание, а в дальнейшем и на федеральный уровень, чтобы все инвесторы понимали, что можно, а что нет, знали, какие ограничения и какие возможности у них есть».

Обмен мнениями показал, что нехватку российских кейсов в области развития туризма можно компенсировать зарубежным опытом. Ключевой фактор успеха здесь — публичный подход к формированию правил работы в лесах и прибрежных зонах, учитывающий интересы экономического развития и природоохранный фактор. Соответственно, правила должны быть плодом коллективного труда власти, бизнеса и общественности. Точно также общественность нужно привлекать к контролю за соблюдениями правил. Это повысит ответственность инвесторов, в то же время, гарантируя их интересы при соблюдении установленных ограничений. Варианты изменений суммирует АИР, решения будут предложены властям.

Другие новости