Продолжение Дзержинской линии закольцевалось

Реанимация проектов метро в других городах вместе с видами на федеральные инфраструктурные кредиты актуализировали вопросы по продолжению строительства новосибирской подземки. На Дзержинскую линию нужно 25,3 млрд рублей.

10 лет спустя после ввода «Золотой нивы» в Новосибирске достраивают новую станцию «Спортивная». Её значимость для метрополитена ситуативна — станция привязана к новой ледовой арене в Левобережье и будет полноценно востребована лишь во время массовых мероприятий в ЛДС. В остальном от неё больше неудобств, чем пользы. Гораздо большее значение для транспортной системы Новосибирска несут планы по продлению Дзержинской линии в сторону Гусинобродского шоссе и продолжение Ленинской линии на севере в сторону городского аэропорта, а на левом берегу в сторону Чистой слободы.

Продление Ленинской пока лишь в Генплане Новосибирска, а вот Дзержинская линия в разработке властей уже с десяток лет. Настолько давно, что документацию то и дело приходится актуализировать. Летом вопрос по этому проекту в очередной раз поднял губернатор Андрей Травников. Мэр Анатолий Локоть отчитался, будто документы проходят согласование в Главгосэкспертизе, но вскоре выяснилось, что это не так.

Градоначальник сообщил журналистам, будто сложность в неопределённости источника финансирования строительства новых станций, тоннелей и депо. Из-за этого Главгосэкспертиза отказывается пропускать проект. Ситуация выглядит загадочно, поскольку именно проектно-сметная документация, согласованная Главгосэкспертизой, обычно является козырем, дающим возможность претендовать на федеральное финансирование проекта.

Напомним, что ещё в 2018 году Андрей Травников, будучи врио губернатора Новосибирской области, просил президента Владимира Путина поддержать продолжение строительства метро. Глава государства не отказал. Но в конце того года в областном правительстве признали, что не стали упираться насчёт метро из-за неготовности ПСД. С того времени мэрию преследуют разнообразные проблемы, мешающие довести до конца актуализацию над проектом. Не будем перечислять их все, сосредоточившись на последнем обстоятельстве. В логике Локтя сейчас получается замкнутый круг: ПСД не утверждают из-за неясности с финансированием строительства, а вопрос с финансированием не решить без готовой ПСД.

Драматизма ситуации изрядно добавили заявления вице-премьера РФ Марата Хуснуллина насчёт планов по строительству метро в разных городах. Курирующий строительный комплекс зампред правительства известен как противник развития подземок в регионах. В качестве более дешёвой альтернативы Хуснуллин продвигал скоростной трамвай. По-видимому, у регионального метро нашлись влиятельные лоббисты. В июле вице-премьер пообещал достроить метро в Челябинске и Красноярске. В сентябре Хуснуллин конкретизировал: принятые решения по строительству подземок в Челябинске и Нижнем Новгороде, а от властей Красноярского края ждут удешевления проекта подземки в региональной столице. К слову, ПСД на строительство красноярского метро уже согласовано Главгосэкспертизой.

Отсутствие Новосибирска в перечне городов, которым обещано скорое (в ближайшие годы) развитие метро, вызвало понятное недоумение. Комментируя заявления Хуснуллина, Локоть увёл тему в тень. «Сегодня идёт непростой переговорный процесс, который абсолютно не публичен. Но работа в этом направлении с федеральным центром ведётся», — заявил мэр журналистам. После этого Хуснуллин во время прямого эфира в «Инстаграм» как-то двусмысленно сообщил, что «новосибирские власти периодически возвращаются к обсуждению строительства метро в городе» — прорабатывают проект и считают затраты. Вице-премьера можно понять так, что подземка в столице Сибири это забота лишь местных, а не федеральных структур.

Что ж, механизмы финансирования могут быть разными. При губернаторе Василии Юрченко даже обсуждался вариант достройки Дзержинской линии на деньги инвесторов из Чехии. Областное правительство изучает возможность привлечь средства через льготные инфраструктурные кредиты. На этой неделе СМИ распространили сообщение пресс-центра мэрии о том, что в ценах 2021 года завершение Дзержинской линии оценивается в 25,3 млрд рублей. Уточнение стоимости важная веха, но неясно, приближает ли она ПСД к согласованию. Губернатор неоднократно подчёркивал, что считает развитие метрополитена принципиально важным вопросом. Может быть, пора уже взять его доработку на областной уровень? Иначе велик риск, упустить и ту возможность, которая открылась с инфраструктурным кредитованием.

Другие новости