Заксобрание меняет вектор развития на «экономику заботы»

Областные власти корректируют бюджет с учётом новой социально-экономической реальности. Депутаты заксобрания обсуждают смену финансовых приоритетов в пользу «экономики заботы» и дополнительные меры поддержки для бизнеса и населения.

22 апреля комитет по бюджетной, экономической политике и собственности рассмотрел законопроект о внесении изменений в бюджет Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021-2022, а также антикризисные меры, разработанные правительством. Формально темы ещё даже не связаны между собой напрямую. Тем не менее, обсуждение воспринималось как единое целое, по вполне понятным причинам.

Вице-премьер и министр финансов Виталий Голубенко, представляя бюджетный законопроект, подчеркнул, что корректировки прорабатывались до весенних изменений макроэкономических показателей, падения нефтяных котировок и национальной валюты, равно как и мероприятий по предотвращению коронавирусной инфекции. Повода три – это расходы на исполнение поручений президента, сформулированных в январском послании Федеральному собранию, завершение двух контрактов на поставку медоборудования 2019 года по нацпроекту «Здравоохранение» и включение в бюджет остатков прошлогоднего дорожного фонда.

Говоря о негативных тенденциях в экономике, Голубенко напомнил, что уже во втором полугодии 2019 года, казавшимся безоблачным на фоне текущей весны, регион недополучил 5 млрд плановых доходов. «Ожидать в 2020 дополнительных доходов невозможно. Нужно перераспределение ассигнований внутри бюджета», – категорично заявил глава минфина, уточнив, что резать нужно статьи не связанные, не законтрактованные, не вошедшие в фазу исполнения. За счёт высвобожденных средств предстоит, в том числе, докапитализировать резервный фонд, средства которого идут на мероприятия против пандемии.

«К проекту приложено пояснение с учётом 100% исполнения плана по доходам по всем налогам. Одновременно мы понимаем, что этого счастья не будет, можно расходиться только в оценках объёма недовыполнения – 80 или 70%. В этой ситуации либо мы рассчитываем на полную компенсацию недопоступивших доходов от федерального бюджета, либо придётся по факту недофинансировать расходы. Какие методы собираемся применять – секвестирование, таргетирование?», – поинтересовался у министра депутат Дмитрий Терешков.

«Стресс-оценка недобора в областной бюджет показывает 13,5 млрд рублей. Пока мы идём минус 6-7% к показателям прошлого года. По апрелю поступления в два раза ниже, чем в апреле 2019 года. Достижение плановых показателей не предвидится», – признал Голубенко. После завершения мероприятий по развёртыванию инфекционного коечного фонда, правительство направит в федеральный минфин записку по фактическим выпадающим доходам в надежде получить дополнительную поддержку. «Большинство депутатов участвовали в ситуациях, когда доходы у нас падали, как это было в 2013 году. Тогда недобрали 13 млрд от плана. Стратегия управления расходами в такой ситуации – прежде всего, исполнение социальных гарантий», – заявил министр. 

Депутаты спрашивали про судьбу конкретных статей. Лариса Шашукова – про уменьшение на 315 млн расходов на расселение из аварийного фонда. Дмитрий Козловский про секвестр расходов по линии минстроя (743 млн) и минЖКХ (946 млн), включающих программу газификации, «Чистую воду», обеспечение молодых семей жильём. «Времена таковы, что не до жиру. Поэтому я вас уверяю, все госпрограммы, выполнение наказов – всё это будет выделяться по возможности. На первое место выходят исполнение указов президента и мероприятия, связанные с пандемией», – заявил первый вице-спикер Андрей Панфёров. На вопрос депутата Глеба Поповцева, когда можно будет вернуться к сокращаемым ныне планам, Голубенко ответил: «Моя оценка – не раньше, чем через год».

«Это не просто корректировки бюджета, это корректировки ценностей и приоритетов, – обратился к коллегам председатель заксобрания Андрей Шимкив. – Никто не отрицает значимость развития экономики, инноваций, внедрения цифровизации, строительства новых объектов, но на данном этапе, думаю, не стоит объяснять, что забота о людях важнее. Сейчас это «экономика заботы», и те решения, которые мы принимаем сегодня, и будем принимать ещё – если сказать простыми словами, изменения в бюджет надо принимать не головой, а сердцем». Депутаты поддержали позиции спикера: комитет рекомендовал принять законопроект на ближайшей сессии в двух чтениях.

Председатель комитета Александр Морозов назвал принятое решение «сложнейшим». «Несмотря на то, что комитет внешне прошёл спокойно, это спокойствие грозовое. Такие меры не принимались довольно давно, с 2013 года. Но всё, что необходимо сегодня для безопасности граждан Новосибирской области, надо создавать», – прокомментировал депутат.

На фоне этой дискуссии министр экономического развития Лев Решетников представил депутатам свежую редакцию областных мер господдержки для бизнеса. В основном они предназначены наиболее пострадавшим – это более 20 отраслей, включающих 57000 работников и 20000 индивидуальных предпринимателей. По словам Решетникова, список пополняется, и актуальную информацию нужно смотреть на сайте правительства – кто на какую поддержку может претендовать. Сами меры ранее уже были проанонсированы. Это отсрочки по налогам на срок 3-6 месяцев, снижение и отсрочка по социальным платежам, отсрочка по кредитам и субсидирование ставки, а также беспроцентные кредиты на зарплату. Кроме того, в пакете мер отсрочка по аренде, причём не только государственного и муниципального имущества, но и частных площадей. Правда, как признал Решетников, частники пока отказывают в предоставлении каникул. Правительство прорабатывает дополнительные меры, в том числе, компенсацию части зарплаты для бизнеса: налоговой службе поручено проработать её реализацию.

«Отложенный платёж по налогам, суммированный на конец года, для малого бизнеса, не имеющего доходов, столкнувшегося с падением оборота, может привести к банкротству», – заявил Терешков и предложил вместо отсрочки списывать долги. Депутаты решили проработать инициативу и представить её в Москву федеральным законодателям. Также планируется предложить федеральным властям вернуть региональным депутатам возможность оказывать матпомощь людям из депутатских фондов. По этому вопросу на заседании развернулась эмоциональная дискуссия. «Ресурсы депутатских фондов можно было бы направить на меры поддержки конкретных людей. Мы давно не занимались продуктовыми наборами, индивидуальной финансовой поддержкой. Но сейчас это становится важнейшей задачей по отношению к тем, кто лишён возможности зарабатывать», – заявил Морозов. «Это лишь начало пути, к сожалению, и ещё не понятно, к чему мы придём. Этот год ещё достаточное время аукаться будет. А на людях отразится в ближайшее время. Быстрее всего в сёлах, там зарплаты ниже», – заявил депутат Валентин Сичкарёв. По его словам, момент требует корректировки федерального законодательства в части распоряжения депутатских фондов.

«В 90-е годы было тяжело смотреть на пустые прилавки, когда и нечего, и не на что. Сейчас ситуация другая, хотелось бы её сберечь», – прокомментировал Морозов итоги обсуждения. Меры правительства, по его словам, оставляют чувство «тревожного оптимизма». Депутаты сообщили чиновникам об огромном количестве обращений со стороны жителей области по вопросам перспективы бизнеса. «Сейчас очень важно предусмотреть и принять точечные меры поддержки экономики. Надо помочь выжить реальным предприятиям, реальному человеку», – считает Морозов. При этом в заксобрании понимают, что список наиболее пострадавших отраслей достаточно условный – от падения потребительского спроса пострадала почти вся экономика. Для каждой сферы придётся искать свои меры поддержки.

Другие новости