Резонансным «делам врачей» недостаёт убедительности в судах

Второе громкое «дело врачей» в Новосибирске пошло по сценарию первого: как и дело о хищениях в ННИИТО, дело о хищениях в клинике Мешалкина возвращено судом в прокуратуру. И вновь это ставит под сомнение сделку со следствием одного из фигурантов.

За последние несколько лет два крупных федеральных медицинских центра, работающих в сибирской столице, громко оскандалились из-за уголовных дел, связанных с хищениями при закупках. В обоих случаях обвиняемыми стали руководители клиник и компаний-поставщиков. В обоих случаях некоторые фигуранты пошли на сделку со следствием, дав показания против других участников дела в обмен на перспективу смягчения наказания. И в обоих случаях этого оказалось недостаточно, чтобы убедить суд в обоснованности позиции обвинения.

Напомним, что решение суда вернуть дело о хищениях в ННИИТО на 1,3 млрд рублей подтвердила апелляция. В деле по клинике Мешалкина аналогичный вердикт вынесла пока лишь первая инстанция. Обвиняемыми здесь проходят бывший руководитель Национального медицинского исследовательского центра имени Мешалкина Александр Караськов, его экс-заместитель и супруга Ирина Бойцова и ряд руководителей компаний-поставщиков. Сумма хищений, по мнению следствия, составила 1,8 млрд. Подсудимые частично погасили вменяемый ущерб, но вину не признали. В отличие от бывшего замруководителя Евгения Покушалова, согласившегося с обвинением: его дело слушается отдельно в особом порядке.

Дела ушли в суд почти синхронно в июле. 19 октября Центральный районный суд постановил вернуть дело прокурору Новосибирской области «для устранения препятствий его рассмотрения судом». Это промежуточная победа защиты. Суд, таким образом, показывает неубедительность позиции обвинения. Впрочем, для Караськова, Бойцовой и их подельников в обозримой перспективе мало что изменится. Они по-прежнему обвиняемые, обременённые подпиской о невыезде и ещё рядом ограничений.
Какие-то перемены могут быть в деле Покушалова: он поспешил признать вину и покаяться, а, между тем, дело против него теперь тоже могут вернуть в прокуратуру, поскольку материалы, аргументы и выводы там плюс-минус те же самые. Так же, как в истории по ННИИТО прокурору могут вернуть дело против заключившего сделку со следствием экс-руководителя Михаила Садового, коль скоро дело против его сподвижников, отказавшихся признавать вину, суд отправил обратно следователям.

Вопрос в том, какую тактику выберет следствие. Либо, как в случае с ННИИТО, будет пытаться отменить решение Центрального суда через обжалование в вышестоящей инстанции. Либо сразу примется за «устранение препятствий» в деле. Если они, конечно, поддаются устранению. Повторимся, что радоваться обвиняемым пока особо нечему: отказ от предъявленных обвинений — невероятный сценарий, а статистика по обвинительным приговорам по-прежнему против всех, кто попадает под суд.

Другие материалы