СГК и мэрия покончили со старыми концессиями ради новой

Арбитражный суд и губернатор утвердили мирное расторжение старых концессий между СГК и мэрией Новосибирска, открыв возможность для новой. Обсуждение опережающих вложений в теплоэнергетику столицы Сибири подходит к стадии решений.

Перспектива расторжения неисполненных концессий таила в себе непредсказуемые политические риски, чреватые претензиями, как к чиновникам, так и к энергетикам. Стороны двигались к мировому открыто и последовательно, чтобы если не исключить полностью, то хотя бы минимизировать кривотолки. Стратегия оказалась успешной, поскольку итоговый «развод» прошёл без страданий и создал предпосылки для сохранения и развития отношений.

Напомним, что концессионные соглашения №№ 13 и 14 были заключены мэрией и «СИБЭКО» в 2017 году. Так энергетики получили в эксплуатацию 21 муниципальную котельную, а также теплосети в Пашино и на ОбьГЭС. Соглашения были вынужденными: сторонам было бы удобней сохранить отношения как арендатору с арендодателем, но по закону это было уже невозможно.

Концессии заключались под конец года, в период, когда шла к финалу сделка по продаже «СИБЭКО» «Сибирской генерирующей компании». Новый владелец энергосистемы предложил новосибирским властям изменить приоритеты инвестирования – вместо поддержки и развития котельных вкладывать максимум в замены и ремонт изношенных теплосетей. Однако изменить заключенные ранее концессии по закону не получалось, а исполнять их в оговоренном объёме было нецелесообразно.

В 2019 году СГК обратилась в мэрию с предложением расторгнуть соглашения ради заключения нового, более масштабного и актуального. Чтобы исключить подозрения в отклонениях от легитимной процедуры и прояснить масштаб обязательств контрагента, муниципалитет подал в суд на возмещение убытков в связи с неисполнением условий концессий. К концу года стороны согласовали параметры мирового соглашения. Прежде, чем обращаться с ним в суд, руководство мэрии неформально согласовало параметры с депутатами.

ЦДЖ рассказывал, что 28 декабря в рамках специального заседания комиссии по городскому хозяйству чиновники и энергетики ответили на депутатские вопросы о концессиях и о перспективах взаимодействия. Главный довод в пользу денонсации соглашений – в необходимости вкладывать максимум средств в ремонт и замену теплосетей, а не в котельные, состояние которых и без того вполне удовлетворительное.

Невыполненные обязательства концессионера мэрия оценила в 343 млн рублей. В проекте мирового были обозначены 305 млн – эта сумма учитывает расходы СГК на оплату банковской гарантии (19,6 млн) и на ввод в эксплуатацию трёх котельных. По договорённости сторон, деньги, полученные по мировому, будут потрачены на ремонт муниципальных теплосетей. Вместе с тем СГК безвозмездно передаст в собственность мэрии имущество двух блочно-модульных ЦТП и подводящих теплосетей на Чулымской и Ельцовской. 

Возражений против предложенного плана у депутатов не нашлось. Дополнительным аргументом стали перспектива «большой концессии» на 10 лет, предусматривающей инвестиции в теплосети в размере 5,5 млрд рублей. Удручающее состояние магистральных и внутриквартальных трубопроводов Новосибирска давно известно. За многолетними обсуждениями проблемы до сих пор не просматривалось решений, позволяющих провести масштабную модернизацию без резкого увеличения тарифов. В то же время, опыт других городов показывает, что длительное занижение платы за тепло приводит к комплексной деградации теплосистемы.

В справочнике «Цены и тарифы в ЖКХ», опубликованном по итогам 2020 года, Новосибирск на последнем месте из 15 российских городов-миллионников по размеру тарифа за тепло. В Санкт-Петербурге, занявшем первую строчку, 1 гкал тепла стоит 3208 рублей, а в сибирской столице 1506 рублей. В том же справочнике Новосибирск лидирует в рейтинге 15 городов-миллионников по масштабу износа теплосетей с показателем 70,4%. У «аутсайдера», если можно так выразиться в этом контексте, износ сетей 1,3%. Это Москва.

3 февраля «Коммерсант» опубликовал интервью с гендиректором «Газпром энергохолдинга» Денисом Фёдоровым, где речь, в частности, шла о возможности модернизации теплосистем в разных регионах. «Сейчас, например, в Твери очень большие проблемы с теплоснабжением. Они чудом проходят отопительный зимний период, им просто везет, если говорить честно, – заявил Фёдоров. – Там есть три ТЭЦ компании «Тверская генерация». Чтобы привести систему теплоснабжения Твери в нормальное состояние, в ТЭЦ и тепловые сети нужно вложить, по разным оценкам, 35–40 млрд руб. При этом даже после модернизации ТЭЦ не станут конкурентоспособными на рынке электроэнергии и мощности и всегда будут работать в убыток». Переломить «беспрецедентно тяжёлую ситуацию» в городе, по мнению главы ГЭХ, можно лишь внедрением долгосрочного тарифного регулирования.

Есть географически более близкий пример – Рубцовск, где, по признанию властей, из года в год сдерживали рост тарифов из-за бесконечных выборов, а в итоге город чуть не замёрз. Спасением стали опережающие инвестиции СГК на основе долгосрочного тарифа. Следом на долгосрочное регулирование перешли ещё несколько сибирских городов.

«Большая» концессия может стать первым примером опережающих инвестиций в теплосети, а уже следом в Новосибирске на первый план выйдет вопрос о долгосрочном тарифе. Условия нового концессионного соглашения между мэрией и СГК ещё в доработке. Известно, что они предполагают передачу энергетикам в эксплуатацию всех муниципальных теплосетей. Мэр Анатолий Локоть в комментариях отмечал, что такой подход удобен городу, поскольку у теплоснабжения появляется один хозяин, с которого и полный спрос. Последнее препятствие на пути к детальному обсуждению «большой» концессии устранено: новосибирский арбитраж утвердил мировое соглашение по концессиям №№13 и 14, а губернатор Андрей Травников подписал документ об их расторжении вместе с представителями мэрии, МУП «Энергия» и СГК. Это значит, что областная власть не против эволюции отношений между муниципалитетом и энергетиками.

Другие материалы