«Коулстар» пробуждает «Богатыря»

В регионе проявились интересы угольной компании «Коулстар», которой столичная пресса приписывает покровительство Игоря Сечина. Под вопросом новая попытка войти на месторождение «Богатырь», что ставит областное руководство перед непростым выбором.

«Коммерсант» не случайно обратил внимание на регистрацию нового юрлица в Искитимском районе. За действиями игроков такого уровня внимательно наблюдают конкуренты и контрагенты. Итак, угольная компания «Коулстар» зарегистрировала в Новосибирской области 100%-ную «дочку» — ООО «Разрез Богатырь». 26 марта новорожденное юрлицо поставлено на налоговый учет. Как известно, «Коулстар» более чем на 75% принадлежит Эдуарду Худайнатову, бывшему топ-менеджеру ОАО «Роснефть». Действия Худайнатова согласовываются с политикой президента «Роснефти» Игоря Сечина, одного из самых влиятельных персонажей в российской политике.

После того, как Худайнатов диверсифицировал интересы от нефтяной промышленности до угольного бизнеса, на проблемы угольщиков начал обращать внимание и Сечин. В том числе, публично. Например, в марте 2021 он, как ответственный секретарь президентской комиссии по ТЭКу, обратился к Владимиру Путину с просьбой расширить Восточный полигон для вывоза 195 млн тонн угля к 2025 году. Восток — направление работы «Коулстар»: наращивая число разрабатываемых месторождений, Худайнатов собирается строить перевалочный терминал на побережье в Приморском крае.

В новосибирском контексте «Коулстар» попадает на страницы прессы не впервые. В 2019 году в Москве судачили, будто в поисках активов для поглощения компания Худайнатова обратила взор на «Сибантрацит». Некоторые издания второго эшелона даже позволили себе растиражировать слухи, будто бывший руководитель «Роснефти» при поддержке нынешнего может зарейдерить империю Дмитрия Босова. В реальности история пошла другим путём. В апреле 2020 года Босов покончил с собой, и меньше, чем через год было объявлено о продаже «Сибантрацита» компании «А-Проперти» Альберта Авдоляна, ставшего на сегодня лидером российской угольной отрасли.

А теперь авангард «Коулстара» встал лагерем у ворот «Сибантрацита». Об этом судят по названию «дочки». На участке «Богатырь», расположенном на территории Искитимского и Черепановского районов, предполагается добыча антрацита открытым способом. Участок относится к Горловскому угольному месторождению, которое разрабатывает «Сибантрацит».

В границах месторождения «Богатырь» 9 населённых пунктов, включая крупные по областным меркам рабочий посёлок Линёво и посёлок Листвянский. Организация новых участков добычи антрацита ухудшит качество жизни на этой территории. Проблема в том, что вопрос лицензирования решается в Москве, где мало разбираются в новосибирской сельской географии. В 2020 году была попытка получить лицензию с новыми границами в документах, аккуратно обходящими границы населённых пунктов. «Понятно, что это лукавство – как можно не доставлять неудобство жителям населенных пунктов, если между ними карьеры и отвалы?» – возмутился губернатор Андрей Травников, комментируя ситуацию на пресс-конференции в декабре. Глава региона однозначно заявил, что областные власти против лицензирования «Богатыря».

«Ещё три года назад, когда мы с нашими угольщиками обсуждали планы их развития, увеличения объёмов добычи, мы определили ту самую планку объёмов производства, на которую целесообразно выйти, – 20 млн тонн в год, и эта планка ещё не выбрана», – отметил губернатор. Новые участки целесообразно вводить по выработке существующих. «Тех карьеров, что сейчас работают, хватит, по нашим оценкам, лет на 20. А если принять во внимание сложности, связанные с транспортировкой – лет на 30-50», – уточнил Травников.

В лице «А-Проперти» и «Коулстар» в Новосибирской области появились два крупных и амбициозных игрока, заинтересованных в радикальных решениях транспортных проблем, которые сдерживают экспортный потенциал угольной отрасли. Травников обусловил наращивание угледобычи ещё тремя факторами. Первый — мероприятия для снижения экологического ущерба территории, включая строительство новой железнодорожной ветки и отказ от транспортировки угля автотранспортом. Второй — уплата налогов с допдоходов от увеличения объёмов добычи в областной и местные бюджеты. Третий — использование местной рабочей силы.

«Сибантрацит» играет по правилам: компания является крупнейшим работодателем и налогоплательщиком региона, поддерживает хоккейный клуб «Сибирь» и разные социальные программы. Позиционирование «Коулстар» на местности пока не понятно. Если компания Худайнатова до сих пор безуспешно пыталась лицензировать «Богатырь» в обход областных властей, это говорит о многом. Но и для Травникова ситуация непростая. Упорствовать против амбиций компании, экспансия которой растёт вместе с интересом Сечина к угольному бизнесу, довольно рискованная позиция.

Другие материалы