Как Центральный мост подорожал на 6 млрд, не изменившись в цене

Из-за раскрытия бухгалтерских цифр по строительству 4 моста через Обь новосибирская пресса запуталась в стоимости проекта. История показала, что общественность не знает полной картины экономики мостовой концессии, и, в любом случае, осуждает.

Центральный мост сейчас самый дорогой из инфраструктурных объектов, строящихся в Новосибирской области. В конце прошлой неделе работы вошли в ключевую фазу: началась надвижка пролётного строения. Это очень интересный в инженерном плане процесс. Гигантскую металлическую конструкцию длиной 776 метров и весом 9600 тонн гидравлические механизмы будут постепенно надвигать с одного берега Оби на другой. По плану процесс займёт время до июля 2022 года. А там до завершения работ по мосту будет рукой подать.

Разумеется, старт надвижки должен был наполнить местную прессу зарядом позитивных репортажей. Дать старт процессу на стройплощадку приехал губернатор Андрей Травников, не поскупившийся на добрые комментарии. Гендиректор ООО «Производственная фирма ВИС»» Руслан Семёнов, отвечающий в группе за новосибирские проекты, сообщил, что строительство моста идёт с опережением: техническая готовность уже почти достигла 25%.

В общем, радоваться бы, и только, но местные издания прямо в выходной запестрели заголовками типа «Центральный мост подорожал на 6,5 млрд рублей». Сумма весьма впечатляющая. Активная общественность тотчас утратила интерес к надвижке пролётного строения и взялась обсуждать, на сколько больше придётся платить новосибирцам за проезд по мосту в период действия концессии, либо же насколько дороже бюджету области обойдётся компенсация недополученных расходов концессионера. Эти вопросы резко разогрели перманентно бурлящий негатив в соцсетях, спровоцированный изнурительными пробками в районе площадей Будагова, Труда и Энергетиков из-за работ по строительству моста и развязок.

А всё из-за одной новой цифры: представители «ВИС» сообщили, что стоимость проекта составит 43,5 млрд рублей. Это существенно больше цены, указанной в концессионном соглашении — 37,2 млрд рублей. Помня жаркие споры об экономике проекта, предшествовавшие заключению концессии (в заксобрании гордятся снижением гарантированного дохода концессионера почти на 40 млрд рублей) в изменении цифр неравнодушные общественники и эксперты увидели подвох. Комментарий «ВИС» по горячим следам о том, что речь идёт про сумму налога на добавленную стоимость, поначалу лишь плеснул масла в огонь. Пошли вопросы в духе как можно верить, что при планировании столь масштабного проекта, утверждённого на уровне правительства РФ, могли забыть про НДС?

Ларчик открывается просто — об НДС не забыли, а просто раньше не говорили. Платежи по НДС в рамках реализации проекта заложены в его общую стоимость. Но в цену моста эти суммы не входят. Мост обойдётся в 37,2 млрд, как и заложено в концессии. НДС на 6,3 млрд придётся заплатить сверху, и эти затраты берёт на себя концессионер.

Ключевой вопрос — почему об этих деньгах молчали раньше и сказали теперь? Источник ЦДЖ утверждает, что «ВИС» опубликовала данные по НДС в ответ на упрёки, будто группа мало вкладывает в проект своих денег. Из 37,2 млрд стоимости концессии доля «ВИС» составляет 5,1 млрд рублей собственных средств и займов Газпромбанка непосредственно на строительство, а также 3,2 млрд на обеспечение операционной деятельности компании-концессионера. Федеральный бюджет даёт грант в 26,2 млрд, ещё 3,2 млрд добавляет бюджет региона. Таким образом, вместе с НДС затраты «ВИС» выглядят гораздо существенней — 14,6 млрд вместо 8,3.

Концессионер набил себе цену, но эффект сомнительный. Скорее всего, в «ВИС» многие пожалели о решении разрекламировать налоговую составляющую. НДС уходит в федеральный бюджет, региону от этих налоговых платежей мало радостей. В то же время теперь очевидно, что экономика проекта Центрального моста была на виду не полностью, несмотря на публичные обсуждения. Кроме НДС там могут быть и иные составляющие, скрытые от общественности до поры, до времени. Что даёт повод для новых кривотолков и подозрений насчёт будущей финансовой нагрузки на регион и его жителей. Вполне вероятно, безосновательных, но уж так повелось с этим проектом — подвохи в действиях «ВИС» и правительства будут искать постоянно.

Другие материалы